|
ВЕЛОСИПЕДИСТЫ ОСВАИВАЮТ ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
В отдельных районах мегаполиса, особенно загруженных транспортными потоками, места для велосипедных дорожек нет. А между тем и "безвыхлопным" велосипедистам нужно как-то передвигаться. Один предприимчивый болгарский архитектор предложил свой малозатратный способ решения проблемы – вынести сети велосипедных дорожек в воздушное пространство.
Велосипеды хороши для любого крупного населённого пункта, не зря Европа так стремится увеличить их количество на своих улицах. Пересаженные на двухколёсных железных коней и крутящие педали жители улучшают своё здоровье и заодно хотя бы отчасти освобождают город от автомобильных пробок.
Жаль только, не во всякое время года, да и не в любом месте можно спокойно разъезжать на велосипеде. Оставим в покое экстремалов, готовых поспорить с капризами природы, и вспомним о том, что где-то ещё надо взять дополнительное пространство для велодорожек.
Почти во всех мегаполисах идёт ожесточённая борьба за квадратные метры. Именно для таких городов болгарский дизайнер Мартин Ангелов (Martin Angelov) предлагает своё концептуальное решение, которое он назвал Kolelinia, что по-болгарски означает просто "Велосипедная линия" (от слов "колело" – колесо или велосипед и "линия").
Чтобы объяснить, откуда взялось такое название, скажем для начала несколько слов о появлении и развитии самой идеи подвесной велосипедной трассы. Летом 2008 года Ангелов решил принять участие в состязании архитекторов под названием Line of Site в категории City Transportation Interchange. Все желающие могли предложить свои проекты по разгрузке автострад и изменению сложившегося представления о передвижении по городу в целом. С каким проектом было бы не стыдно претендовать на главный приз? — спросил сам себя Мартин. И первой сумасшедшей идеей, пришедшей на ум архитектора, была именно система "летающих" велосипедных дорожек. Назвал он её просто – "Line of Bike" (по аналогии с названием конкурса "Line of Site").
Создав на скорую руку карандашный набросок концепта, Ангелов отправил его на конкурс, конечно же, даже не удосужившись подумать, будет ли работать его "свежая" идея. Справедливости ради стоит отметить, что мало кто из таких же "художников" пытается ограничить свою фантазию рамками законов физики.
Видимо, среди организаторов конкурса и жюри тоже было мало придирчивых механиков и инженеров, потому "Line of Bike" почти сразу прошла в финал, который проводился в Лондоне в феврале 2009 года. Результат – победа в своей категории.
Вдохновлённый достижением дизайнер осенью 2009-го принялся разрабатывать идею дальше. И почти сразу получил приглашение представить свою работу на конференции TEDxBG в Софии. Тут уж пришлось поразмыслить более тщательно, и Мартин взялся за создание детальной презентации своего проекта. (Правда, не совсем ясно, что было первично, приглашение или попытки усовершенствовать систему Kolelinia. Может, привирает болгарин.) Ангелов сменил множество первоначальных принципов на более реальные. И параллельно переименовал свой проект на болгарский манер.
Конечно, идея сама по себе не совсем оригинальна. Однако в этот раз восточноевропейский дизайнер решил не просто в прямом смысле "поднять средство транспорта на новый уровень", а достичь при этом цели минимальными средствами. Пока систему "воздушных велосипедных дорожек" решено обозначать вот так. Кстати, проследить за дальнейшим развитием проекта, а также поучаствовать в его обсуждении можно как на официальном сайте, так и при помощи сервиса Twitter (иллюстрация с сайта provocad.com). Мартин предложил оборудовать подвесными велосипедными дорожками лишь самые загруженные места в центре городов. Конечно, вытеснить обычных (асфальтовых) собратьев проекту Kolelinia не удастся, но помочь в проблемных зонах – пожалуйста!
Болгарский дизайнер решил соорудить систему из стальных столбов и проводов по образу (но не подобию) горнолыжных подъёмников. Kolelinia могла бы работать по противоположному принципу: провода бы не двигались, да и электричество им не к чему.
В начале "подвесного моста" велосипедист заезжает в U-образный жёлоб. Колея не позволяет колесу уходить вправо-влево. Поначалу дизайнер хотел обезопасить велик от падения при помощи специальной железной балки, которая крепится при помощи бегунка к идущему вверху проводу, а также под сиденьем (и к ней же пристегнуть пояс безопасности седока).
Однако потом Мартин передумал. И поместил крепление, обеспечивающее равновесие велосипеду и наезднику, на уровне рукоятки. Туда же теперь предложено при помощи карабина цеплять страховочный трос. Человек передвигается по жёлобу точно так же, как по тротуару. В конце "моста" он отсоединяется от системы безопасности и продолжает своё движение как обычно.
На первый взгляд, всё просто. Но существует ряд проблем, решение которым пока так и не придумано. Первое что приходит в голову: ширина расположения рукояток велосипеда и их высота. Конечно, в большинстве своём городские велики более-менее идентичны, по крайней мере всё в той же Европе. Да и высоту бокового крепежа можно варьировать (если приглядеться, это можно увидеть на иллюстрациях). Однако систему всё равно нельзя назвать универсальной. Никак. Не расставлять же везде автоматы велопроката? Второе слабое место – безопасность. Хоть и продумал её Мартин, доверия она пока вызывает мало. Gizmodo даже сравнивает подобные поездки с выступлениями акробатов в цирке. Кроме того, далеко не все велосипедисты готовы каждый раз при выезде из дома надевать специальное, почти альпинистское снаряжение. Впрочем, на обычной дороге бок о бок с грузовиками и внедорожниками ездить не безопаснее.
Далее. Что делать, если "повстречаешься" на одноколейной полосе с медлительным/ленивым/глазеющим по сторонам велосипедистом? Обгон здесь невозможен по определению. А что если кто-то всё же умудрится навернуться и повиснет-таки над головами радостных зевак? Или если велосипед поломается на одном из таких "перегонов"? Всякое ведь бывает, и хорошо если при этом найдутся пути объезда по земле.
Ещё один пункт – упоминавшаяся ранее погода. Последнее время она не радует даже согретых Гольфстримом европейцев, что уж говорить о странах вроде нашей. Каково будет передвигаться по системе Kolelinia в дождь? А в снег? А что если трубу забьёт выпавшими или, ещё того хуже, замёрзшими осадками? Все эти и массу других вопросов Мартину теперь задают люди со всех уголков мира. Ангелов думает и сам пока не знает, чем закончится вся эта затея. Но он всё же мечтает учесть все нюансы и довести идею до реального воплощения. 10-01-2010 | Просмотров: 6627
Комментарии
Комментировать
Комментировать
|
Ещё по теме
|