|
Белые кивсяки (лат. Pachyiulus krivolutskyi)
На фото: белые кивсяки (лат. Pachyiulus krivolutskyi) Фото Владимира Нейморовца На фото — белые кивсяки (Pachyiulus krivolutskyi), эндемичные многоножки лесов Западного Кавказа. Этот вид обнаружил сотрудник Зоологического музея МГУ, специалист по многоножкам Вячеслав Степанович Муралевич и описал в 1907 году под названием Julus foetidissimus, то есть кивсяк вонючейший. На такое название Муралевича, очевидно, вдохновил сильный запах, исходящий от потревоженной многоножки. Позже выяснилось, что таксон уже занят, и вид пришлось переименовать. После переезда на Кубань, в предгорья, мы никак не могли обнаружить источник противного (на мой нюх — химического) запаха, который периодически наносило ветерком. Экологически чистое место, заказник. Откуда? И в ближайшем лесу иногда воняет, причем в разных местах. Источник выявился при попытке разглядеть основание необычного гриба, расковыряв подстилку. Под сухой листвой обнаружилась приятного вида многоножка цвета благородной слоновой кости, и в нос буквально «шибануло» той самой, многократно усиленной, вонью. Симпатия, в отличие от вони, улетучилась почти сразу. Белый кивсяк, считающий, что его целостности что-то угрожает, сворачивается в спираль и выделяет по бокам тела вонючейшую жидкость. Стойкий неприятный запах держится долго, выветривается плохо. Сама жидкость, попав на какие-то поверхности, никак не отмывается, с ткани очень плохо отстирывается. К счастью, несколько позже удалось повстречаться в своем саду с ненапуганным белым кивсяком. Он мирно расположился на камне, позволил себя рассмотреть, приблизительно измерить (чуть больше 10 см) и сфотографировать. Милейшее существо, пока не чувствует угрозы!
Белый кивсяк в саду. Фото Татьяны Натальиной Кивсяки относятся к классу двупарноногие (Diplopoda) типа членистоногих и имеют по две пары ножек на сегментах тела из-за того, что щитки туловищных сегментов у них попарно сливаются. Несмотря на такое обилие ног (у «своего» кивсяка я насчитала 62 сегмента, то есть 248 ножек), передвигаются они не сказать, чтобы шустро. Особой резвости им не требуется, живут они в лесной подстилке и верхнем слое рыхлой почвы, а там не разгонишься. Приходится порой упираться всеми ножками, чтобы продвинуться. Смотреть на кивсяка, когда он движется на открытом месте, — разновидность медитации: волнообразное движение многочисленных ножек завораживает.
Полюбуйтесь, как кивсяки перебирают своими многочисленными ножками Большая часть поверхности тела многоножки защищена прочным хитиновым покровом с высокой долей карбоната кальция, уязвима только брюшная часть. Но кивсяки в случае опасности ловко умеют сворачиваться в кольцо или спираль, закрывая уязвимое брюшко, голову и ножки. Вторая линия защиты — пахучие экзокринные железы, которые располагаются на каждом сегменте по бокам и открываются озопорами (см. Ozopore). Выделяется жидкость одновременно изо всех озопор в момент сворачивания. Долгое время считалась, что основа запахов всех кивсяков — хиноны. Их так и называли — хиноновые многоножки. Но героические исследователи кивсяковой вонючести выяснили, что это не совсем так, и среди представителей отряда кивсяков (Julida) есть производители фенольных соединений. Пахиулусы, впрочем, к ним не относятся, их химическая защита хиноновой природы. Нашему белому кивсяку не повезло — состав его выделений никто пока «по полочкам» не разложил. Покомпонентно изучен состав отпугивающей жидкости у его восточноевропейского собрата, пахиулуса венгерского (Pachyiulus hungaricus), менее пахучего. Выделены две основные группы соединений: бензохиноны, которых около 90%, а также пентиловые и гексиловые эфиры длинноцепочечных жирных кислот. Муралевич при описании белого кивсяка охарактеризовал его запах как «чесночный». Видимо, потому, что в начале прошлого столетия разнообразные синтезированные вещества не были так распространены и сравнить было не с чем. Запах имеет что-то от красителей, и это совершенно неудивительно, поскольку бензохиноны при производстве красителей применяются достаточно широко. Пахучая жидкость обладает заодно фунгицидными и антибактериальными свойствами. По мере изучения многоножек (а изучены они пока слабовато) есть шансы на получение нового класса антибиотических средств.
Белые кивсяки сворачиваются в спиральки в момент опасности. Озопоры расположены чуть ниже границы светлого и темного. Белые кивсяки совершенно безобидны — живут в лесной постилке, она им и дом, и корм. Перерабатывают листовой опад, предпочитая листву дуба, клена, граба. Детритофаги (питающиеся разлагающейся органикой), как и прочие их сородичи. При размножении, подобно многим членистоногим, используют наружно-внутреннее оплодотворение: самец откладывает каплю семенной жидкости в специальную капсулу — сперматофор, перемещает его ножками к гоноподам (см. Gonopod), специализированным придаткам вместо пары ножек на седьмом сегменте, с помощью которых продвигает сперматофор в половое отверстие самки. Оплодотворенные яйца откладываются в почву кучками, защищенными смесью слизи и частичек почвы. Юные кивсяки появляются с небольшим количеством сегментов и тремя парами ножек. По мере взросления с каждой линькой добавляются сегменты и ножки. Всю жизнь так. К трем годам достигается половая зрелость, а всего кивсяки живут лет 5–10, как повезет. Потому что, несмотря на защитные меры, лягушки, жабы, птицы и рептилии их всё равно ловят и едят. Белый кивсяк, в отличие от некоторых своих безглазых, сугубо подстилочно-подпочвенных сородичей, имеет глазки — их хорошо видно на главном фото. Точнее, глазные пятна, состоящие из 40 с лишним (по-разному) глазков. Многоножки — одни из самых древних обитателей нашей планеты. Свидетельство того, что они под ногами у динозавров бегали — застывшая в янтаре вместе с прочей живностью многоножка. Ископаемые многоножки из отложений силурийского периода (444–419 млн лет назад) являются свидетельством самого раннего дыхания воздухом, а девонские многоножки (419–359 млн лет назад) уже имели озопоры и химическую защиту. 19-05-2024 | Просмотров: 455
Комментарии
Комментировать
Комментировать
|
Ещё по теме
|