GettyImages
В 1950-х годах в японские рыбацкие деревни пришла неизвестная хворь. Сначала она дала о себе знать, проявляясь на кошках и птицах. Однако вскоре стала диагностироваться и у людей. Так мир узнал о совершенно новой болезни Минамата — недуге, возникающем при регулярном употреблении сильно загрязненных морепродуктов.
Болезнь Минамата появилась из-за выброса в воды залива неорганической ртути, которую живые организмы преобразовывали в сильный нейротоксин под названием «метилртуть».
В середине 50-х годов XX века в спокойную жизнь рыбацкой деревни, стоящей на берегу залива Минамата, вмешалась неизвестная болезнь. Первыми страдать от нее стали кошки. Животные начали странно себя вести, проявлять агрессию, заваливаться в воду и тонуть там.
После — непонятные симптомы стали ощущать на себе люди. У многих жителей поселения появилось чувство онемения конечностей и губ, трудности с дыханием и зрением, дрожь в конечностях, проблемы с координацией. Подобно кошкам, люди стали вести себя странно, неконтролируемо кричать и испытывать проблемы с нервной системой. Самым страшным итогом неизвестного состояния был летальный исход.
Кроме того, похожее происходило и с другими животными, рацион которых состоял преимущественно из рыбы. Из-за этого найти взаимосвязь недуга с морепродуктами было несложно.
Почему рыба оказалась зараженной?
Причина заражения морских обитателей была построена на берегу залива Минамата в 1908 году. Завод Chisso, производивший органические удобрения, был открыт японским бизнесменом Ситагау Ногучи.
Завод Chisso magnumphotos.com
Токсичное производство начало выбрасывать отходы в морскую воду еще в начале XX века, постепенно заражая ее обитателей. К середине века результаты токсичной деятельности завода начали сказываться на животных и людях, которые питались в основном пойманными морепродуктами.
Первым зафиксированным пациентом с новым заболеванием стала пятилетняя девочка. В апреле 1956 года ее привезли в местную больницу с жалобами на затрудненное дыхание, движения, припадки и вялую речь. На следующий день в медицинское учреждение привезли ее сестру — симптомы у обеих девочек были схожими.
Опросив местное население, врачи сделали вывод, что на побережье Минаматы началась «эпидемия неизвестного заболевания центральной нервной системы». Об этом официально сообщил главврач больницы 1 мая 1956 года.
Уже к концу 1956 года было зафиксировано 40 пациентов с похожими симптомами, из которых 14 — умерли.
Для того, чтобы найти источник болезни и начать борьбу с ней, был собран специальный комитет. К местным врачам присоединились ученые из соседнего университетского города Кумамото. В 1958 году завод внес коррективы в систему утилизации отходов, сбрасывая их в бассейн Хатиман. Однако это привело к еще более страшным последствиям — помимо уже имеющихся пациентов из Минаматы от симптомов начали страдать жители ближайших населенных пунктов.
Кошка с симптомами болезни Минаматы toxicevolution.wordpress.com
Установить источник заболевания исследователи смогли только в 1959 году. В официальной версии Минздрава Японии странную болезнь назвали «Болезнью Минамата», а ее причиной — отравление большим количеством морепродуктов, зараженных органическими соединениями ртути. Факты были налицо: концентрация ртути в волосах больных, поступивших в больницы, колебалась от 50 до 920 мкг/г, а в устье сливного канала завода показатель был выше 2000 мкг/г.
Естественно, основные подозрения стали падать на завод корпорации Chisso, однако компания стала всячески отрицать свою причастность к проблеме и отказывалась приостанавливать производство. По подсчетам, которые были произведены после, — за все время своего существования корпорация Chisso сбросила в японский залив около 82 тонн ртутных соединений.
В какой-то момент пациентов с болезнью Минаматы стало все больше. Оказалось, проблема передается по наследству, из-за чего у зараженных людей стали появляться дети, отравившиеся ртутью еще в утробе матери. Малыши с рождения обретали различные отклонения, искривления и другие проблемы со здоровьем.
До того, как на берегах Минаматы распространилась болезнь, население уже страдало от выбросов завода. Так, например, руководство корпорации выплачивало местным рыбакам компенсацию за подорванную биопродуктивность вод залива. Однако выступать против работы завода жители не стремились — внушительная часть населения деревень трудилась на предприятии и получала стабильный заработок.
Какую ответственность понесла компания Chisso
В 1959 году рыбаки Минаматы стали устраивать протесты, требуя у корпорации Chisso компенсационных выплат жителям, пострадавшим от выброса отходов. В свою очередь фирма попробовала заключить с людьми сделку, предложив выплатить компенсации, но снять с себя ответственность за катастрофу. Многие люди считали это единственным способом получить финансовую поддержку и соглашались на заключение соответствующих договоров. При этом до сих пор большему числу пострадавших компенсации так и не были выплачены.
magnumphotos.com
Прекратила производство ацетальдегида и выброс ртути в водоем компания только через 12 лет после скандала, в 1968 году. В октябре 1982 года 40 человек подали иск против японского правительства, обвинив власть в том, что она не смогла вовремя остановить деятельность Chisso и допустила грубое нарушение законов о загрязнении окружающей среды.
Жители этого района Японии продолжают сталкиваться с последствиями болезни Минаматы и в XXI веке — всему виной передающееся по наследству заражение. Так, только в 2013 году Минздрав Японии зафиксировал 3000 больных страшным недугом. При этом еще несколько тысяч человек, проживающих в районе, имеют соответствующие отравлению ртутью неврологические симптомы.
В апреле 2001 года Верховный суд Японии обязал корпорацию Chisso выплатить всем истцам компенсацию ущерба в 2,18 миллиона долларов. Еще через три года, в октябре 2004, Верховный суд Японии обязал правительство станы выплатить около 703 000 долларов жертвам болезни. Следующим шагом ответственности стал 2010 год — тогда компанию Chisso обязали выплатить около 13 000 долларов и ежемесячные медицинские пособия пациентам, которые изначально не были сертифицированы как больные, но позже ими оказались. В общей сложности за компенсацией обратилось более 65 000 человек.