D I S C O V E R Y
 

Эстрелла и другие геометрические загадки плато Наска

 

Всем тем, кто хоть немного увлекается загадками древней истории, хорошо известен феномен под наванием “геоглифы Наска”. Но не все знают, что на плато помимо широко известных рисунков и линий существует совершенно иной вид геоглифов. Хорошо известна лишь одна из фигур этой категории – так называемая "Эстрелла".

 

article1 01

Этот геоглиф, по некоторым данным, был открыт в 90-е годы прошлого века во время туристических полетов над плато. Здесь речь идет о районе близ города Пальпа, соседним с Наска городом.  Многие геоглифы расположены также и в этом районе. Но в дальнейшем мы будем называть все обсуждаемые изображения геоглифами Наска, чтобы избежать несущественной детализации.

Академическая наука не считает геоглиф "эстрелла" древним, ссылаясь на Марию Райхе (австрийского математика и археолога, которая почти 50 лет изучала геоглифы начиная с 40-х годов 20-го века).

Аргумент спорный – У Марии Райхе не было спутниковых карт; поиски геоглифов проводились случайным образом. И многое из того, что хорошо известно и видно сейчас на картах Google Earth, не попало в каталоги, составленные М.Райхе.

Приведу такой пример. В 2011 году нам удалось договориться с экипажем самолета лететь не по традиционному туристическому маршруту, а следовать нашим указаниям. И в самом начале нашего полета пилоты были крайне удивлены, обнаружив огромное и отлично читающиеся скопление геоглифов всего в полутора километрах от аэродрома. И это не небольшой рисунок, а целый комплекс геоглифов, раскинувшийся на несколько квадратных километров. В этот комплекс входит 6-ти километровый Большой Зигзаг – самый крупный из подобных фигур на плато.

article1 02

И поэтому не заметить небольшие изображения на просторах пустынных береговых равнин и холмов – дело совершенно естественное. До сих пор в новостях появляются заметки об открытии новых изображений в этом регионе.

"Эстрелла" по стилю и способу нанесения имеет значительные отличия от огромного числа известных линий и рисунков. Она состоит из кругов и квадратов, и представляет из себя скорее геометрическое построение, решение какой-то геометрической задачи. Понять современных ученых можно – действительно, упражнения в геометрии не совсем свойственны доколумбовым цивилизациям.

article1 03

Второе подобное построение я увидел в известном документальном фильме National Geographic "Линии Наска. Расшифровано". Там есть кадры, где беспилотник несколько раз пролетает над подобным построением.

Заинтересовавшись подобным рисунком и найдя его местоположение в пустыне, мы несколько раз облетели это место и детально отсняли этот район. При изучении фотографий и видео, помимо рисунка, показанного в фильме, в этом районе было найдено еще три подобных построения. В целом можно говорить о 8-и таких изображениях, которые хорошо читаются и доступны для изучения. 6 из них представлены на рисунке:

article1 04

Эти фигуры объединяет не только сходство "сюжета", но и способ построения. Большинство линий и рисунков, которые считаются геоглифами Наска, строились с расчетом получить практически идеальный контур или ровную прямую.

article1 05

В геометрических построениях для строителей были важными именно "узловые точки", отмеченные камнями. А соединяющие их линии и круги, которые объединяли группы точек, имели скорее второстепенное значение, и за безупречностью исполнения их особенно не следили. Также наблюдается "иерархия" контуров – некоторые линии или фигуры сделаны еле заметными, а некоторые выделялись крупными камнями или подсыпанием мелких камней.

article1 06

Размеры изображений разные, но отдельные элементы выполнены приблизительно в одном масштабе. Например, круги имеют диаметр от 20 до 50 метров, что вполне возможно начертить, имея примитивные инструменты. В отличие от зооморфных рисунков Наска, как бы вычерченных гигантским плоттером, в геометрических построениях никто не скрывал "человеческий след" – выкладывание камнями, сгребание грунта и камней ногой или чем-то наподобие лопаты.

Но на этом "обычные" свойства заканчиваются.

Если наносить на плоскую поверхность простые геометрические фигуры (круг, квадрат) размером 20-30 метров при помощи веревки или рулетки, то сложности тут не возникает. Иное дело – огромный комплекс правильных взаимосвязанных геометрических фигур. Нанесение подобной огромной структуры на пересеченный рельеф – задача весьма непростая. Размер в поперечнике, например, рисунка с рабочим названием "перекресток", около 200 метров.

article1 07

Для построений выбирались относительно плоские поверхности холмов. Но зачастую это был неровный рельеф, некоторые части рисунков сползают в овраги, идут по склонам.

article1 08

article1 09

article1 10

И несмотря на неровности рельефа изображения строились таким образом, чтобы рисунок смотрелся правильно именно с высоты. Например, с определенного угла съемки видно, что часть круга "перекрестка" сползает в овраг и заметно вытягивается. Т.е. здесь не просто мерили и чертили по рулетке, а учитывали неровности рельефа.

article1 11

article1 12

На рисунке с рабочим названием "эстрелла 2" некоторые линии не просто идут по крутым склонам, но и нанесены внизу, в оврагах, в руслах высохших потоков.

article1 13

article1 14

article1 15

article1 16

article1 17

Т.е. рисунок не просто наносился на вершину холма, а как бы "надевался" на него, линии чертились на крутых и пересеченные склонах холмов. Возникла даже версия, что геоглиф строился при помощи неподвижно подвешенного над землей проектора, который проектировал изображение на плоскую вершину и на крутые склоны.

Но, пожалуй, самая большая странность этих построений в том, что на эти фигуры смотреть сверху никто не собирался. Хорошо видна с самолета лишь "эстрелла 1", как самая потоптанная и, не исключено, подреставрированная для туристов. Можно увидеть с высоты "эстреллу 2", хотя на картах Google Earth этот рисунок очень слабо заметен. Все остальные построения можно разглядеть лишь при увеличении на фотографиях с высоким разрешением.

article1 18

Т.е. строителей интересовала только схема, спроецированная на определенный участок земли, некая разметка сложной геометрической фигуры. Какие цели ставили перед собой создатели – трудно представить.

Существует часто повторяемая академической наукой версия, что геоглифы использовались для ритуальных хождений по ним. Следы подобных процессий не видны на известных линиях и рисунках, что делает подобную версию сомнительной.

article1 19

Но геометрические построения явно использовались людьми для неизвестных целей. На "эстрелле 1", которую посещают иногда самые дотошные туристы, очень хорошо заметны утоптанные площадки, которые показаны на схеме. Одна из них, которая не в центре, отмечена отсутствием линии в рисунке.

article1 20

Очень интересная деталь. В центральной точке фигуры находится некоторое количество деревянных шестов. Шесты явно имеют отношение к изображению – точно такие же шесты есть на "эстрелле 2", совершенно не тронутой туристами.

article1 21

article1 22

Хорошо видно, что дерево продолжительное время лежало на открытом воздухе – практически все шесты изогнуты, многие сильно трухлявые. Сложно судить о возрасте (углеродный анализ здесь не поможет – материал долгое время находился в контакте с атмосферой). О том, что дерево может в данных метеоусловиях сохраняться тысячелетиями говорит состояние столбов Эстакерии, древнего сооружения, принадлежавшего культуре Наска.

Этим столбам около 2-х тысяч лет, и до недавнего времени они использовались в качестве стройматериала и топлива местным населением (сейчас это место охраняется).

article1 23

Но в то же время геометрические построения лежат над старыми геоглифами и выглядят более молодыми (следы разметки более светлые, чем проходящие под ними старые линии). Хотя это может быть следствием несколько иного способа строительства. Не исключено, что они так же могут быть ровесниками самых поздних линий (на плато геоглифы обычно лежат в несколько слоев, отличия между старыми и более молодыми линиями так же хорошо заметны).

Несколько слов о возможном назначении.

Как самое простое и естественное объяснение – это современные конструкции для привлечения туристов, построенные в 60-80 года прошлого века. Но из всех описанных выше построений для туристов доступна только Эстрелла 1, да и то не полностью – часть рисунка практически не различима с самолета. Эстрелла 2 находится в непосещаемой туристами зоне, а все остальные представленные изображения практически не видны с воздуха. Увидеть и воспринять целиком с самолета построение "перекресток" или "круги" – просто невозможно. Для этого как минимум необходимо на длительное время на небольшой высоте зависнуть в воздухе над центром рисунка.

Возможно предположение – что эти фигуры строились ради развлечения или для эксперимента. Но аргумент против этого опять тот же – недоступность для визуализации. Для этих целей скорее была бы выбрана стандартная технология изготовления геоглифов – освобождение практически белой подпочвы от камней и потемневшего на солнце верхнего слоя грунта. Геоглиф в этом случае получается ярким, начинает как бы светиться и становится видимым даже со спутника. И вряд ли бы строители в этом случае усложняли себе жизнь, сооружая несколько геоглифов в разных частях пустыни и на сложном рельефе.
Очень сложно найти прагматическое объяснение данному виду "геоглифостроения" в наши дни.

Если отойти в сторону нематериального, то можно представить, что это следы секретных ритуалов какого-нибудь тайного общества "вольный геодезист", или насканский аналог широко распространенных "кругов на полях"… Здесь полет фантазии не ограничен ничем...

А может быть эти изображения принадлежат тем же авторам, кто наносил известные линии и рисунки, только это было как бы закрытие, запечатывание, финальная часть странного и таинственного вида деятельности под названием геоглифы Наска.

 

Ученые рассказали о происхождении геоглифов плато Наска

Считается, что авторами геоглифов были местные племена, обитавшие на территории современного Перу между 200 г. до н.э. и 600 г. н.э., а крайне сухой местный климат обеспечил их сохранность до нашего времени. Скорее всего, рисунки, крупнейший из которых превышает в размерах 200 м, имели религиозное предназначение. По новым данным, о которых японские исследователи рассказали недавно на ежегодной встрече Американского общества археологии, геоглифы были созданы как минимум двумя группами племен.
Ученые проанализировали особенности, расположение и методы создания приблизительно сотни геоглифов Наски, найденных в последние годы, и выделили четыре ключевых манеры, или стиля. Одни геоглифы создавались удалением камней из внутренних частей изображения, другие – с его границ, и т.д.
Геоглифы разных стилей объединены в четыре группы, расположенные вдоль пути, ведущего к древнейшему храмовому комплексу Кахуачи, сооруженному еще до эпохи инков. Исследователи полагают, что геоглифы указателями пути и подготовляли паломников, приходивших к храму из самых дальних областей.
Две «стилевые» группы геоглифов (А и В) расположены близ долины Ингенио, что позволяет японским ученым считать их авторами жителей этой долины. Третья группа (куда входят и геоглифы, часто принимаемые за изображения «внеземных существ») находится близ долины Наска — и создана, видимо, ее обитателями. Наконец, четвертая группа геоглифов сочетает особенности остальных и находится между двумя долинами. Возможно, они стали плодом объединенных усилий племен из обеих долин.

oz


Источник: arcanafactor.org

08-04-2014 | Просмотров: 10215
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать