|
Геккон Geckolepis megalepis
Геккон (лат. Geckolepis megalepis) Фото © Frank Glaw с сайта markscherz.com. Глядя на это розовое тельце в крупных «рыбьих» чешуйках, с трудом можно поверить, что перед нами — не жертва жестокой болезни или чьей-то несмешной шутки, а всего лишь геккон Geckolepis megalepis. Он живет на Мадагаскаре на деревьях и питается насекомыми. Науке этот небольшой геккон длиной всего семь сантиметров стал известен только в 2017 году. Он принадлежит к роду мадагаскарских крупночешуйчатых гекконов (Geckolepis), которые отличаются необычным способом избегания хищников. В то время как многие другие ящерицы отбрасывают хвос, эти оригиналы вдобавок любят сбрасывать шкуру со всего тела, после чего удирают, сверкая голой спиной. Крупночешуйчатых гекконов можно встретить только на Мадагаскаре и Коморских островах. Из-за скрытного образа жизни (в основном они активны ночью) изучены эти ящерицы плохо, хотя род был описан еще во второй половине XIX века. В первую очередь внимание людей привлекла именно способность крупночешуйчатых гекконов избавляться от своего «обмундирования», хотя из-за нее же таксономическое описание и разграничение видов гекконов стало настоящей проблемой: увы, неповрежденных образцов в музеях практически не было, а без них официально описать вид очень трудно. Лишь с появлением методов молекулярной филогенетики задача немного облегчилась, и сегодня ученые выделяют пять видов этих ящериц.
Этот геккон пока еще «одет», но при любой попытке его схватить в зубах хищника (или руках исследователя) останется лишь бесполезная, похожая на рыбью чешуя. Фото из статьи M. D. Scherz et al., 2017. Off the scale: a new species of fish-scale gecko (Squamata: Gekkonidae: Geckolepis) with exceptionally large scales Геккона G. megalepis нашли в известняковом карсте северного Мадагаскара. От своих сородичей он отличался необычайно крупными чешуйками (это и дало ему видовое название megalepis, то есть «большечешуйный»), некоторые из которых достигали 8% от общей длины тела животного — примерно, как если бы человек ходил в чешуйках размером с собственную ладонь. По словам Марка Шерца (Mark Scherz), герпетолога из Мюнхенского университета, чья команда описала вид, поначалу создается впечатление, что такие огромные, жесткие чешуйки нужны для защиты, однако на самом деле их назначение — отвлекать внимание: когда хищник пытается схватить геккона, эти «щитки» блокируют зубы или когти и позволяют самой ящерице ускользнуть голой, но живой. Каким же образом крупночешуйчатые гекконы «раздеваются»? Причудливый механизм, названный «дермолитической автотомией», был изучен в 1985 году. Согласно выводам исследователей, гекконы буквально «ошкуривают» себя — сбрасывается не только чешуя, но и вся кожа целиком, вплоть до жировой клетчатки! По сути, удирающая от опасности ящерица покрыта только подкожной соединительной тканью — лишь на границе с ней у гекконов-экстремалов находится особая, заранее сформированная «зона разрыва». Вероятно, процесс отторжения кожных покровов происходит за счет резкого сокращения миофибробластов (у человека эти клетки играют роль в стягивании поврежденной ткани при рубцевании) и сужения кровеносных сосудов, помогающего избежать кровотечения. Несмотря на некоторое внешнее сходство, процесс не имеет ничего общего с нормальной линькой, при которой сбрасывается лишь ороговевший эпидермис, и регенерация утраченных чешуек и кожного покрова из стволовых клеток занимает несколько недель.
Это Geckolepis maculata, другой вид того же рода гекконов: как видно, чешуйки у него заметно мельче. Фото © Antonio Rodríguez Arduengo с сайта inaturalist.nz, Мадагаскар, 17 октября 2014 года Хотя высокая изменчивость формы и расцветки чешуи у этих ящериц не позволяет говорить, что новая чешуя в точности такая же, какой была, внешне «одевшийся» геккон не отличается от своих сородичей и вновь готов к бегству от хищников. При этом, что любопытно, регенерация кожи геккона не оставляет никаких следов, и ученые полагают, что более пристальное изучение этой способности поможет разработать новые методы восстановления кожи у человека, что пригодится широкому кругу пациентов, страдающих от ожогов или рака кожи. Защита от хищников путем автотомии — довольно распространенное явление не только среди рептилий, но и среди млекопитающих. Например, любители песчанок знают, что, если схватить зверька за хвост, кожа с него может сползти «чулком», обнажив позвонки! Делают так и сони, и даже обычные полевые мыши, у которых хвост рвется от любого сильного рывка. Однако у большинства млекопитающих порванное не отрастает — обнажившийся кончик хвоста засыхает и отваливается (или сам зверек его отгрызает). Единственное исключение — иглистые мыши: если хищник схватит мышь за шкурку, та оторвется, после чего зверек полностью восстановит поврежденные ткани, включая волосяные фолликулы и потовые железы. Интересно, что механизм восстановления — за счет образования массы клеток-предшественников, — затрагивает даже хрящевые структуры (например, уши) и напоминает хорошо известную регенерацию конечностей у амфибий, например тритонов. Да что там, они и спинной мозг способны регенерировать. Это сделало иглистых мышей идеальными объектами для работ в области регенеративной медицины.
Возможности регенерации у иглистых мышей потрясающие: взрослый зверек пострадал в неисправном беговом колесе (А), и рана была очищена, но ее не лечили. Уже через два дня после травмы (B) она зарубцевалась, а через 50 дней (Е) стала практически незаметна. Фото из статьи G. Pinheiro et al., 2018. The African spiny mouse (Acomys spp.) as an emerging model for development and regeneration Напоследок хочется отметить, что открытие G. megalepis стало очередным примером микроэндемизма национального парка Анкарана на севере Мадагаскара. Только за последние тридцать лет на охраняемых 182 кв. км этого парка нашли двух уникальных лягушек (из них Tsingymantis antitra — монотипичный вид, то есть единственный известный представитель рода), одну змею и пару гекконов. Это невероятное разнообразие можно объяснить причудливой средой обитания. Благодаря сложному рельефу, сформированному известняковыми породами среднеюрского возраста, в Анкаране полным-полно оврагов, каньонов и карстовых воронок, которые предоставляют богатые возможности для изоляции соседних популяций небольших животных и растений и запускают процесс видообразования. 23-05-2024 | Просмотров: 203
Комментарии
Комментировать
Комментировать
|
Ещё по теме
|