D I S C O V E R Y
 

Как британский исследователь Гарри Прайс разоблачал поддельных медиумов и фальшивых колдунов

 

За свою жизнь британский исследователь Гарри Прайс разоблачил немало лже-экстрасенсов, поддельных медиумов и фальшивых колдунов. При этом к изучению парапсихологических феноменов прославленный «охотник за привидениями» старался подходить максимально непредвзято — пользуясь приборами и ставя эксперименты. Иногда он сталкивался и с такими явлениями, про которые откровенно говорил, что не может найти им объяснения. По весьма сомнительным слухам, после смерти Прайсу представилась возможность лично убедиться в существовании загробного мира — во всяком случае, некоторые в это верят.


Источник: Hulton Archive/Getty Images

Современное поколение знает о Гарри Прайсе главным образом благодаря нескольким художественным и документальным фильмам (в самом свежем из них Прайса играет Кристофер Ллойд — знаменитый доктор Эмметт Браун из трилогии «Назад в будущее»). Примечательно, что детали его облика во всех этих фильмах заметно разнятся — многие моменты своей биографии Прайс, смолоду любивший мистификации, в разное время излагал по-разному, и впоследствии его биографам пришлось изрядно потрудиться, чтобы устранить все противоречия.

Сам Гарри Прайс утверждал, что родился в графстве Шропшир, но на самом деле он появился на свет 17 января 1881 года в Лондоне. Во время учебы в средней школе мальчик проявил живейший интерес к драматургии — уже в 15 лет Гарри Прайс начал писать пьесы. Одна из них якобы была основана на личном опыте общения Прайса с полтергейстом, полученном в «проклятом» поместье в Шропшире.

После окончания школы Гарри сменил много занятий. Он трудился продавцом в писчебумажном магазине Edward Saunders & Sons, занимался журналистикой, увлекался археологией и изобретательством. Как-то раз он заявил, что сконструировал новое средство связи: некий «космический телеграф». Правда, никто, кроме самого Прайса, так и не увидел этот аппарат в деле. Наконец, он страстно любил иллюзионизм и фокусы — Гарри Прайс вполне мог выступать на сцене. Именно это увлечение не только позволило ему найти свое призвание, но и сделало настоящей знаменитостью.

Первое дело Прайса
В 1920-м Прайс вступил в Общество психических исследований: эксперты этой некоммерческой организации, основанной в 1882 году, занимались изучением столь модных тогда феноменов, как гипноз, передача мыслей на расстояние, общение с духами, телекинез, а также исследовали «дома с привидениями». Вскоре Гарри Прайс пришел к выводу, что большинство обладателей так называемых паранормальных способностей — лжецы и мошенники. И тогда он решил заняться выведением на чистую воду подобных жуликов, надувавших наивную публику.


Кадр из фильма «Нандор Фодор и говорящий мангуст» (2023). Эпизодическую роль Гарри Прайса в нем исполнил Кристофер Ллойд
Источник: YouTube

За последующие годы Прайс исследовал огромное количество случаев такого рода. В этом ему пригодились навыки как фокусника, так и изобретателя: «охотник за привидениями» сконструировал множество хитроумных технических приспособлений, помогавших ему разоблачать шарлатанов, и разработал целую методику исследования паранормальных явлений. После себя он оставил обширное документальное наследие — отчеты Прайса о проведенных расследованиях читаются как детективные и приключенческие рассказы. По иронии судьбы Гарри Прайс люто враждовал с корифеем детективного жанра сэром Артуром Конан Дойлом — тот искренне верил в медиумизм и буквально приходил в ярость, когда кто-то начинал подвергать сомнению возможность общения с миром усопших.


Артур Конан Дойл (1859-1930)

Источник: Album / British Library via Legion Media

 


Фотография Прайса в компании «духа»,

якобы сделанная Хоупом во время эксперимента

Источник: Wikimedia Commons

Первое громкое разоблачение Прайс совершил в 1922 году. Вместе с несколькими единомышленниками он заинтересовался фотографом Уильямом Хоупом, которому якобы удавалось запечатлевать призраков. Вокруг Хоупа образовался кружок почитателей, в числе которых был и Конан Дойл.

Гарри Прайс убедительно доказал, что снимки Хоупа — подделка. Для этого исследователь тайно пометил личные фотопластинки лже-медиума, а также вручил ему дополнительный набор пластинок, на которые был нанесен логотип производителя — компании Imperial Dry Plate Co. Ltd. Метки Прайса или логотип фирмы должны были проступить на всех изображениях, сделанных при помощи тестовых пластинок.

Не подозревая о таком сюрпризе, Хоуп приступил к съемке, а затем предоставил несколько фотографий «духов». Контрольных меток на снимках не оказалось, из чего Прайс сделал вывод, что Хоуп сжульничал и подменил пластинки. Итоги своего разоблачения Прайс предал гласности, опубликовав целую брошюру о расследовании деятельности Уильяма Хоупа.

Однако Прайсу это расследование принесло не только славу, но и неприятности. «Артур Конан Дойл и его друзья годами издевались надо мной из-за разоблачения Хоупа», — вспоминал Гарри Прайс.

Пользовавшийся тогда огромным авторитетом и влиянием «отец» Шерлока Холмса устроил скандал в Обществе психических исследований — мол, некоторые его члены занимаются травлей честных людей! Также Конан Дойл пригрозил выселить Прайса из предоставленной ему лаборатории. В конце концов писатель и его сторонники добились исключения Гарри Прайса и еще нескольких десятков скептиков из рядов Общества.

Громкие разоблачения
В 1925 году Гарри Прайс основал Национальную лабораторию психических исследований, под крышей которой он с учениками и последователями системно занялся исследованиями паранормальных явлений и экстрасенсорных способностей.


Гарри Прайс любил произвести эффект. На дела он выезжал с непременным чемоданом, в котором хранился его «охотничий» набор инструментов. Среди прочего он включал оборудование для фото- и киносъемки, рулетку, карандаши, фонарь, свечу, йод, бинты, пластырь, а также фляжку с бренди

Источник: Harry Price, Public domain, via Wikimedia Commons

Следующее громкое дело Прайса было связано с посмертным разоблачением «пророчицы» Джоанны Сауткотт (1750–1814). На рубеже XVIII–XIX вв. она «предсказывала» будущее и собрала вокруг себя десятки тысяч последователей, которым оставила некую «шкатулку с пророчествами». Как утверждала Сауткотт, ее предсказания должны были спасти Англию в темный час. Дальнейшая судьба шкатулки доподлинно неизвестна, но в апреле 1927 года в лабораторию Прайса пришла таинственная посылка. В приложенном письме отправитель утверждал, что это та самая шкатулка Джоанны Сауткотт. Небольшой и надежно запечатанный деревянный ящичек действительно был довольно старым и не вызвал у Гарри Прайса подозрений.

Сауткотт завещала открыть шкатулку при особых обстоятельствах в присутствии двух десятков епископов и не оставила точного описания ее содержимого, ограничившись упоминанием «пророчеств». Прайс счел, что это подходящий способ проверить «магические» способности нескольких популярных экстрасенсов и предложил им рассказать, что же находится внутри шкатулки «великой пророчицы». Разумеется, описания были довольно путанными, но большинство участников эксперимента упомянули слова «книги», «записки», «рисунки» и «манускрипты».

Всего через несколько часов Прайс поместил шкатулку в рентгеновский аппарат и сделал 15 снимков с разных ракурсов. На них были отчетливо видны старый охотничий пистолет, коробка с игральными костями, кошелек с монетами, несколько книг, головоломка с кольцами, рисунок в рамке, пара сережек и еще какое-то украшение. Прочее содержимое опознать не удалось.

 

Так присланная Прайсу шкатулка выглядела снаружи

Источник: Harry Price

Содержимое шкатулки Джоанны Сауткотт на рентгеновском снимке

Источник: Harry Price


Вскрытие шкатулки состоялось 11 июля 1927 года при большом скоплении публики и в присутствии одного епископа, хотя Прайс честно разослал священнослужителям несколько пригласительных писем. Незадолго до этого исследователь получил несколько угроз от последователей Сауткотт, а в назначенный день они попытались помешать исследователю и его коллегам, но тщетно — шкатулка была открыта. Всего из нее извлекли 56 разнообразных предметов и безделушек, включая проигравший лотерейный билет 1796 года, но никаких пророчеств среди них не оказалось. Экстрасенсам с их нечеткими формулировками удалось кое-что угадать, но по-настоящему никто из них, разумеется, не блеснул.


Руди Шнайдер и Гарри Прайс, 1930 год

Источник: Harry Price, Public domain, via Wikimedia Commons

«Следует признать, что Джоанна оставила самую удивительную и разнородную коллекцию на благо потомков, и остается только гадать, каковы были ее намерения. <…> Одно можно сказать совершенно точно: нет ни тени сомнения в том, что шкатулка и ее содержимое принадлежали Джоанне Сауткотт», — подытоживал свой отчет Прайс. Адептов пророчицы он, естественно, не убедил — они считали, что настоящая шкатулка по-прежнему ждет своего часа.

После этого Прайс разоблачил мошенника Фредерика Маннингса, утверждавшего, что его устами прорицают знаменитые покойники вроде Юлия Цезаря и короля Генриха VIII. Прайс сконструировал специальное звукозаписывающее устройство, при помощи которого доказал, что все «загробные» голоса принадлежали самому Маннингсу. В 1928 году тот признался в мошенничестве, неплохо заработав, на покаянном интервью бульварной газете.

В 1933-м Прайс объявил шарлатаном австрийского медиума Руди Шнайдера, который специализировался на «телекинезе» и «левитации» — заставлял различные предметы двигаться и подниматься в воздух без помощи рук. Шнайдер охотно сотрудничал с разными исследователями, включая Гарри Прайса, который провел с медиумом не один десяток сеансов в своей лаборатории в 1929–1932 гг. Основанием для разоблачения Руди Шнайдера стала фотография, сделанная в апреле 1932-го: Прайс считал, что на ней видно, как медиум тянет руку к лежащему на столе платку, который он должен был сдвинуть при помощи своих способностей. Это доказательство показалось убедительным далеко не всем, но интерес к талантам Руди Шнайдера вскоре заметно угас.

Еще одно знаменитое дело Прайса — гораздо более уверенное разоблачение медиума Хелен Дункан, поражавшей простаков тем, что извергала из собственного рта «эктоплазму», которая превращалась в «духов» умерших людей. В 1931 году исследователь доказал, что эта «эктоплазма» состоит из яичного белка, марли и еще нескольких ингредиентов. Впрочем, его расследование не помешало миссис Дункан и дальше проводить спиритические сеансы.


Гарри Прайс и дары Джефа
В 1935 году Прайс и его друг Ричард Ламберт отправились на остров Мэн, где объявилось говорящее животное. Мангуст Джеф обитал в фермерском доме, принадлежавшем семье Ирвингов, часто показывался им на глаза, сопровождал на прогулках и болтал без умолку. Хозяевам он рассказал, что родился в Нью-Дели в 1852 году. Также Джеф поведал, что он «очень-очень умный мангуст», «дух, привязанный к Земле» и «призрак в виде мангуста».


Так Джефа изобразили по описанию в 1936 году, а в 2023-м году его история была экранизирована: в кино болтливого мангуста озвучил писатель Нил Гейман

Источник: Mary Evans Picture Library via Legion Media

История Джефа получила популярность в бульварной прессе. Журналисты стекались на остров, чтобы попытаться хоть мельком узреть это существо — некоторые даже утверждали, что и видели, и слышали его.

Прайс и Ламберт получили от Ирвингов клочья шерсти, которая, по заверениям членов семьи, принадлежала Джефу. Лабораторный анализ показал, что это была шерсть собаки — вероятно, овчарки Ирвингов. На исследование также были отправлены отпечатки лап и зубов Джефа, якобы оставленные таинственным зверем на пластилине. С точными выводами эксперты затруднились, но предположили, что их также могла оставить собака.

Посетив жилище Ирвингов, Прайс заметил, что изнутри каменный дом был отделан деревянными панелями с многочисленными отверстиями, а между деревом и камнем оставался большой зазор. Как писал Прайс, дом обладал потрясающей акустикой — слова, произнесенные в дыру в стенной панели, разносились по всем помещениям.

В итоге Прайс и Ламберт решили, что имеют дело с явным жульничеством и что только самых доверчивых людей могут впечатлить имеющиеся «доказательства» существования Джефа.


Скептик заходит в тупик
Помимо множества случаев с изобличенными мошенниками были в практике Гарри Прайса и несколько эпизодов, которым он сам не смог найти рационального объяснения.

Так, 7 октября 1930 года Прайс в своей лаборатории наблюдал за спиритическим сеансом, который проводила ирландский медиум Эйлин Гарретт. Она собиралась вызвать дух умершего несколько месяцев назад Артура Конан Дойла (вероятно, Прайс находил это ироничным), но внезапно в затемненном помещении зазвучал голос человека, представившегося «духом» Герберта Ирвина — капитана британского пассажирского дирижабля R101, который разбился двумя днями ранее в окрестностях французского города Буве во время первого дальнего полета. В катастрофе выжили лишь шесть человек из 54, находившихся на борту. Присутствовавший на сеансе репортер начал стенографировать сбивчивый рассказ «призрака».


Дирижабль R101 в 1929 году. Воздушное судно было экспериментальным — за время испытаний в его конструкцию внесли множество изменений. Во время первого рейса R101 летел в Индию с дозаправкой в Египте. Среди погибших в катастрофе был тогдашний министр авиации Великобритании Кристофер Томсон

Источник: Wikimedia Commons

«Ирвин» поведал, что дирижабль был слишком тяжел для пяти своих дизельных двигателей, не мог набрать нужную высоту и имел множество конструктивных недостатков, выявленных на стадии испытаний, которые, по его словам, были слишком короткими. Также «дух» пожаловался на многочисленные отказы разных агрегатов, просчеты инженеров и добавил, что R101 был обречен на гибель.

Офицер Уилл Чарльтон, причастный к строительству дирижабля, по просьбе Прайса прокомментировал стенограмму — он утверждал, что большинство заявлений «духа» были вполне логичными, а используемая терминология — корректной. Часть раскрытой на сеансе информации, по словам Чарльтона, не была доступна широкой публике, но в то же время некоторые заявления «Ирвина» показались специалисту непонятными. В итоге Гарри Прайс же объявил, что не берется делать определенных выводов о причине этого феномена.

Скептики, разбиравшиеся в этой истории спустя несколько десятилетий, поставили компетенцию Чарльтона под сомнение. Среди прочего они отмечали, что сам он через несколько лет после крушения R101 увлекся спиритуализмом и проводил сеансы. Кроме того, ничего секретного в словах «духа» Герберта Ирвина не было, а заполучить материалы о дирижабле Эйлин Гарретт вполне могла через кого-то из конструкторов или инженеров.


Обломки дирижабля R101

Источник: Wikimedia Commons

Еще одно расследование Гарри Прайса, не окончившееся разоблачением, было связано с медсестрой Стеллой Крэншоу. В 1923 году девушка случайно оказалась соседкой исследователя по купе. В завязавшейся беседе Крэншоу упомянула, что порой в ее присутствии происходят странные вещи: в запертых помещениях возникают сквозняки, в воздух сами собой взмывают предметы и даже появляются какие-то мерцающие искорки.


«Телекинетоскоп» Прайса

Источник: Harry Price

Прайс предложил новой знакомой побывать у него в лаборатории и подверг ее всесторонним исследованиям. Он усаживал девушку за герметично закрытый «столик с секретом» — внутри находились несколько музыкальных инструментов. Когда Стеллу в присутствии наблюдателей погружали в гипнотический транс, внутри столика начинался настоящий концерт: звенел колокольчик, сама по себе наигрывала губная гармоника.

Кроме того, Прайс помещал рядом с девушкой изобретенный им «телекинетоскоп». Прибор представлял собой простую электрическую цепь из батареи и лампочки, которая замыкалась нажатием телеграфного ключа. Включатель и лампочка были накрыты стеклянными крышками, а для надежности над телеграфным ключом надувался мыльный пузырь. В присутствии Крэншоу лампочка загоралась, хотя пузырь оставался нетронутым. На нескольких сеансах в помещении регистрировались заметные колебания температуры.


Всего Прайс провел со Стеллой Крэншоу три серии экспериментов (в 1923-м, 1926-м и 1928-м) и не смог уличить ее в жульничестве или найти однозначного объяснения наблюдавшимся во время некоторых сеансов феноменам. Он предположил, что организм девушки генерирует какую-то неизвестную силу. Вероятно, современные научные методы смогли бы пролить свет на эту загадку без привлечения аргумента о существовании потустороннего мира.



Дом в Борли на фотографии 1892 года

Источник: Wikimedia Commons

Гарри Прайс и проклятое поместье

Одним из самых громких дел Гарри Прайса стало исследование дома приходского священника в местечке Борли в графстве Эссекс. Добротный кирпичный особняк был построен в 1862 году для большой семьи преподобного Генри Булла на месте сгоревшего строения. Вскоре обитатели поместья начали отмечать разные странности, но проделки «духов» не заставили их покинуть жилище. Наследники Булла оставили особняк только в 1927-м, и с тех пор он сменил двух владельцев, пока окончательно не опустел в 1935 году. К тому времени дом в Борли благодаря журналистам стал известен на всю Англию творившейся в нем «чертовщиной». В частности, очевидцы рассказывали о призраке монахини, а в конце 1920-х в особняке обнаружился человеческий череп неизвестного происхождения.

Гарри Прайс впервые услышал о доме в Борли в 1929-м. Летом того же года он несколько раз побывал в нем в сопровождении коллег, а в 1937-м и вовсе снял поместье на год. Своим изысканиям в Эссексе он посвятил не только множество отчетов, но и две книги, изданные в 1940-м и 1946 годах. Его выводы сводились к тому, что в особняке действительно случаются необъяснимые вещи загадочной природы. Третий том о доме в Борли Прайс дописать не успел.

 

Руины дома после пожара 1939 года

Источник: Museo britannico del soprannaturale, Public domain, via Wikimedia Commons

Проклятое поместье сгорело в 1939 году, а в 1944-м его руины снесли. После этого местным «эпицентром» паранормальной активности стала расположенная по соседству средневековая церковь.

После смерти Прайса многие результаты сделанных им в Борли наблюдений были поставлены под сомнение журналистами и коллегами исследователя. В книге «Призрак приходского дома в Борли», вышедшей в 1956 году, утверждалось, что «загадочные» явления, происходившие в особняке, имели естественную природу, а некоторые и вовсе могли быть сфальсифицированы самим «охотником за привидениями».

Призрачный «охотник за привидениями»
Прайс скончался в 1948 году, продолжая до последних дней заниматься любимым делом. Его труды не были напрасными: разоблачения Гарри Прайса помогли многим доверчивым людям осознать, что «медиумы», которым они несли деньги, были банальными жуликами. Некоторые, ознакомившись с отчетами исследователя, и вовсе обрели более рациональный взгляд на мир.


Гарри Прайс с ассистентом в своей лаборатории

Источник: Keystone/Hulton Archive/Getty Images

Заканчивая рассказ о Гарри Прайсе, необходимо упомянуть одно поразительное происшествие из разряда «хочешь — верь, а хочешь — не верь». О нем впервые упоминает в своей книге «Проблема оккультизма» (Det Ockulta Problemet) издания 1951 года шведский психиатр Джон Бьоркхем. С тех пор эта история кочует по различным антологиям случаев паранормальной активности.

Дело было так: в октябре 1948 года к живо интересовавшемуся парапсихологией Бьоркхему, который всего неделю работал в госпитале города Лунд, заявился истощенный пациент, приехавший на прием из соседнего Мальмё. Мужчина, которого Бьорхкем окрестил псевдонимом Ö. E. (другие авторы впоследствии превратили его в Эстена Эрсона и мы воспользуемся этой фамилией для удобства), сообщил, что в конце марта или начале апреля возле его кровати материализовалась призрачная мужская фигура. Незнакомец выглядел доброжелательным и что-то говорил на непонятном Эрсону английском языке, повторяя слово «прайс».

С тех пор дух регулярно наведывался к шведу по ночам или ранним утром. Эрсон утверждал, что призрака также видели его жена и один из детей. Слегка подучив английский, Эрсон смог разобрать, что «дух» называет себя призраком исследователя паранормальных явлений Гарри Прайса. Он также дал Эрсону несколько советов, порекомендовав среди прочего обратиться к врачу по поводу истощения и рассказать ему и только ему историю про привидение в доме.

Бьоркхем был наслышан о Прайсе, но не знал, что тот скончался — в шведской прессе это событие осталось незамеченным. Только наведя справки, он выяснил, что «охотник за привидениями» умер 29 марта 1948. Практически сразу его «дух» впервые посетил Эрсона. Последнему, впрочем, даже без истории про призрака, поставили диагноз «шизофрения» и поместили в психиатрическую клинику.

Предпринятые впоследствии попытки распутать эту более чем сомнительную байку успехом не увенчались. Бьоркхем умер в 1963 году, следов пациента Ö. E. найти не удалось. Есть версия, что таким образом уже покойному Прайсу отомстили его заклятые враги — шарлатаны-экстрасенсы и «липовые» парапсихологи. Запустив слух о возвращении Гарри в призрачном виде, они попытались бросить тень на прижизненную работу покойного. А что, иронично: сначала ты потратил жизнь, разоблачая нечестных спиритуалистов, а потом сам стал привидением!


Источник: Вокруг Света

23-12-2023 | Просмотров: 331
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать