Панамский канал был открыт 100 лет назад, и это один из самых больших технологических успехов человечества. Это также одна из самых больших человеческих жертв во имя строительного проекта, но трагично то, что это был далеко не единственный «убийственный» строительный проект в человеческой истории.
Нелегко сравнивать один строительный проект с другим, так как каждый считает «смертельные случаи» по-своему, некоторые считают болезни, полученные вследствие жутких условий труда, другие нет. И хотя сегодня строительство стало намного безопаснее, смертельные случаи среди рабочих всё ещё довольно частое явление. И по последним данным 4000 рабочих-мигрантов уже могли умереть, в ходе строительства восьми стадионов для чемпионата мира 2022 года в Катаре. Соразмерна ли эта цена с результатами? Не знаю, и сегодняшняя статья не ответит нам на этот вопрос.
Вот подборка самых смертельных строек, начиная с 1900 года.
Панамский канал, 1880-1914.
Один из самых больших и самых амбициозных строительных проектов в современной истории, Панамский канал был также одним из самых смертельных, с 30609 зарегистрированными смертями. Франция руководила строительством, которое началось в 1880 году, и под её руководством погибло примерно 25000 человек. Чаще всего люди умирали не из-за строительных инцидентов, а из-за лихорадки и малярии. Французы регистрировали только те смертельные случаи, которые имели место в больницах, что на порядок меньше общего числа смертей. После того, как США взяли строительство в свои руки, в 1904 году, ещё 5609 рабочих официально умерло от болезней и несчастных случаев. Большинство мужчин, которые погибли под французским и американским началом, были местными. Только 350 белых погибло за всё время строительства.
Беломорско-Балтийский канал, 1931-1933.
Как наказание за преступления против государства, руссийские заключённые были вынуждены рыть этот канал в ужасных условиях, используя примитивные инструменты и оборудование. В момент завершения строительства, 12000 заключённых, в награду, получили свободу, но приблизительно 12000 умерло во время строительства.
Тайско-Бирманская железная дорога, 1942-1943.
Известная как «Дорога смерти», по очевидным причинам, эта 415-километровая железная дорога была построена Японией, чтобы увеличить скорость переброски войск и провианта в Бирму во время Второй мировой войны. В дополнение к 100000 местных жителей, которые погибли, работая на стройке, считается, что 60000 Американских и британских военнопленных использовались на строительстве в качестве рабов, и по крайней мере 12399 из них погибло, хотя их реальное число может быть больше 16000. Многие солдаты умерли от голода, в то время как другие пострадали из-за жестокого обращения. Один из мостов, возведённый во время строительства, был увековечен в книге "Мост через реку Квай", которая подверглась критике за неточное изображение ужасных условий строительства.
Шоссе Каракорум, 1959-1978.
Это 1300-километровое шоссе, которое соединяет пакистанский город Абботтабад с китайским Кашгаром, является самой высокой международной дорогой на планете. На китайской границе с Пакистаном, в Кашмире, высота дороги достигает 4693 метров над уровнем моря. Дорога проходит по самым опасным и нестабильным горам на Земле, и большинство из 892 погибших строителей стали жертвами оползней, которые и сегодня являются проблемой для водителей. Разрушительный оползень в 2010 году создал озеро, которое затопило пакистанскую долину и накрыло часть шоссе.
Асуанская плотина, 1960-1970.
Более 30000 рабочих участвовало в строительстве Асуанской плотины в Египте, и 500 из них погибли. Это вмешательство в течение реки Нил было необходимо для дальнейшего развития экономики страны, даже при том, что экологические и культурные воздействия на район были разрушительны. Около 100000 человек были переселены, также было утеряно много археологических памятников. Техника безопасности значительно улучшилась после того, как Советский Союз обеспечил финансовую и техническую поддержку в обмен на долю собственности.
Тоннель «Гнездо ястреба», 1927.
Простой тоннель через реку Нью Ривер в Западной Вирджинии, США превратился в одну из самых ужасных техногенных катастроф США из-за простого несоблюдения правил техники безопасности. После того, как рабочие обнаружили в скале кварц, им приказали взорвать его, однако, им не выдали масок и защитных костюмов. Сотни рабочих заболели силикозом из-за долгосрочного воздействия кварцевой пыли на их лёгкие. Хотя официальное число смертельных случаев составляет 109 человек, на самом деле цифра может достигать 3000 вследствие того, что многие заболевшие рабочие просто покинули место строительства.
Плотина Гувера, 1931-1935.
Обеспечение водной безопасности Запада страны была одной из самых важных задач США. Для такого крупного проекта, как строительство плотины Гувера, количество смертельных случаев было относительно небольшим. Официальные отчёты сообщают о 96 смертях, однако, они не включают в себя смертельные случаи от высокой температуры, остановки сердца или других заболеваний, которые, возможно, спровоцировало строительством дамбы в жаркой пустыне. Эти 96 смертельных случаев включают смерти рабочих от «промышленных несчастных случаев», это камнепады, падение со стен каньона или аварии с участием грузовиков. Отчёты о строительстве плотины также опровергают городскую легенду, что в конструкции дамбы, сделанной из бетонных блоков, захоронены тела погибших строителей.
Акведук Лос-Анджелес, 1908-1913.
Один из самых смелых проектов в сфере водоснабжения на американской земле был разработан, чтобы транспортировать воду из Долины Оуэнс в измученный жаждой и разрастающийся Лос-Анджелес, который находился на расстояние более чем 375 километров. Одновременно начали работу 11 строительных подразделений, прорубая водохранилища, тоннели, каналы и возводя гидроэлектростанции. Они также прокладывали рельсы, телефонные линии и сопутствующие коммуникации, которые требовались для того, чтобы поддерживать всё это строительство. Условия для рабочих были тяжёлыми, они трудились в отдалённых районах и практически не имели доступа к медицинским услугам. Из-за сложного рельефа местности строители часто были вынуждены использовать мулов, но всё же было зарегистрировано только 43 смертельных случая за все пять лет этого строительства.
Водный тоннель Нью-Йорка №3. 1970 - ...
Самый большой проект в истории штата Нью-Йорк в настоящее время - водный подземный туннель №3, который должен обеспечить водоснабжением провинциальные области штата. Проект также служит наглядной демонстрацией улучшений в техники безопасности за последние несколько десятилетий. Самые ранние тоннели создавали путём взрывов и бурения, в то время как новые тоннели создаются при помощи туннельной бурильной машины. Но всё же на этой стройке уже зарегистрировано 24 смертельных случая, включая смерть мальчика, который погиб, исследуя водопроводные трубы, которые строители оставили открытыми в Бронксе.
Готардский автомобильный тоннель, 1969-1980
Когда этот 17-километровый тоннель в Швейцарии был закончен, он стал самым длинным дорожным тоннелем в мире. Трагично то, что 19 человек погибло во время строительства тоннеля, который был создан, чтобы соединить центральную Швейцарию с Миланом, Италия, через неприступные Альпы, обеспечив быструю и безопасную круглогодичную альтернативу перевалу Сен-Готард. Этот тоннель находится недалеко от 57-километрового железнодорожного Готардского базисного тоннеля, который будет самым длинным в мире, когда откроется в 2017. Но и на этой сверхтехнологичной стройке уже погибло восемь рабочих.