Исторический комплект карандашей
Этот космонавт знаменит по многим причинам. В том числе за талант художника: его картины есть даже в Третьяковской галерее. Догадались, о ком речь?
Главным образом, Алексей Архипович Леонов известен как первый человек, совершивший выход в открытый космос в 1965 году. Он также был в составе советского экипажа, участвовавшего в стыковке кораблей «Союз-Аполлон» 10 лет спустя.
За этими подвигами иногда забывают, что он также был талантливым художником, рисовавшим космос — и он, возможно, единственный человек, который делал это с натуры. Его картины есть в Третьяковской галерее, он был соавтором нескольких советских почтовых марок, посвящённых космонавтике.
В 2015 году всемирную известность обрёл простой рисунок, приведённый выше. Леонов сделал его 18 марта 1965 года в том самом полёте, в ходе которого он на 12 минут вышел в космос в скафандре. Эскиз полувековой давности был выставлен в Лондоне на выставке «"Космонавты: Рождение космической эры", после чего его растиражировали ведущие мировые издания.
Леонов в своей мастерской, 1973 год.
Какие они, космические карандаши?
Судя по имеющимся обрывочным сведениям, в ходе полёта у космонавта практически не было времени на рисование, его хватило только на самый простой эскиз. Между тем, он явно надеялся порисовать, потому что всерьёз размышлял, что из арсенала художника взять на орбиту.
«Я думал много перед полетом: что же я сделаю? — рассказывал он в 2017 году. — И какая техника должна быть? Краска не идет, пастель не идет, акварель не идет. Остается только одно — карандаш, хорошая бумага. Карандаши средней твердости».
Краска не идет, пастель не идет, акварель не идет. Остается только одно — карандаш, хорошая бумага. Карандаши средней твердости.
Алексей Леонов
На фотографии выше тот исторический комплект карандашей. Удивляет, но это не что-то специальное, разработанное специально для космонавтов, а обычные советские цветные карандаши «Тактика». Похоже, что космонавт своими руками «проапгрейдил» их под использование в невесомости. Каждый карандаш привязан толстой нитью к коробке, чтобы они не разлетались по кабине корабля, а к дну коробки такой же нитью прикреплено кольцо, за которое её можно прицепить к одежде или оборудованию кабины.