Мертвое море названо так не зря: невооруженным глазом обнаружить в нем жизнь невозможно. На Земле обитает крайне мало живых существ, способных жить в таком крепком рассоле. В одном литре воды Мертвого моря растворено около 340 граммов солей, что в десять раз больше, чем в океане. При контакте с живыми клетками этот раствор обезвоживает их и тем самым убивает. Но в природе, как известно, много диковинного: жизнь есть и в кипящих источниках, и в кратерах вулканов, и во мраке океанических глубин.
Рассматривая взвесь из воды Мертвого моря под электронным микроскопом, ученые обнаружили в ней множество мелких частиц размером 50—100 нанометров, которые выглядят как вирусы. В одном миллилитре воды их насчитали сотни миллионов. Чаще всего они имеют форму веретена, многогранника, есть и такие, которые похожи на хвостатых бактериофагов. Правда, определить на глаз, что это за вирусы, невозможно. Ведь они активны только в клетках организма-хозяина, а вне клеток уподобляются неживым частицам.
Есть и более явные проявления жизни — археи. Это отдельная линия одноклеточных организмов, похожих на бактерии, но сильно отличающихся от них по молекулярному составу. Археи — очень древняя группа микробов, которые живут там, где никто не живет. В Мертвом море обитает более двадцати штаммов архей, приспособленных к насыщенным солевым растворам. Они живут за счет энергии, преобразованной из солнечного света. А вещества, необходимые для построения клеток, археи получают, перерабатывая готовые органические соединения. Для этого у них есть ферменты, способные работать в концентрированных солевых растворах.
Есть в Мертвом море и грибы — им также присущ широкий диапазон условий обитания. Конечно, это не шляпочные грибы, а плесневые. В общей сложности их здесь более семидесяти видов. Чаще всего встречаются аспергиллусы и их бесполая форма эуториум.
Поселились они в этих водах, по всей видимости, еще до того, как они стали мертвыми, но в отличие от большинства прежних обитателей сумели приспособиться к новым трудным условиям. В частности, у них появился новый ген, ответственный за поддержание внутреннего солевого баланса. Ученые смогли его выделить и вживить дрожжам, которые тоже приобрели устойчивость к соли. Сегодня специалисты-генетики мечтают создать с помощью этого гена трансгенные зерновые культуры, которые могли бы расти в пустынях и на солончаках.
Когда же над Мертвым морем проходит редкий дождь и поверхностный слой воды немного разбавляется, в нем развивается из спор еще один обитатель — жгутиковая водоросль дюналиелла малая (Dunaliella parva), родственник хлореллы, известной по школьным учебникам. Как и археи, эти водоросли тоже окрашены, только не в красный, а в розовый цвет из-за большого количества бета-каротина. Этот пигмент защищает клетки водорослей от яркого солнечного света, а от разрушительного действия соли их спасает высокое содержание глицерина, который способствует удержанию влаги.
Во время «цветения» дюналиеллы могут достигать численности десятков тысяч клеток на миллилитр, но когда дожди прекращаются и соленость поднимается до обычного уровня, водоросли исчезают. Все эти микроскопические существа встречаются не только в Мертвом море, но и в других местах обитания с повышенным содержанием солей: в степных и пустынных соленых озерах, в пересыхающих морских заливах, а иногда и у морского дна. В Мертвом море они образуют своеобразную экологическую систему, где водоросли, грибы и археи конкурируют друг с другом за необходимые для жизни вещества, а вирусы в отсутствие обычных хищников, предположительно, контролируют их численность.