D I S C O V E R Y
 

НЕ СТОЙ ПОД ДУРИАНОМ — ДУРАЧКОМ СТАНЕШЬ

 

Если вы созрели чтобы собирать ладан, то надо дождаться невыносимой жары, а потом просто ножичком надрезать кору ладанового дерева. Оттуда начнет сочиться липкая ароматная смола, застывающая в виде белых и желтых капель, вот ее-то и собирают. Теперь это дело вполне обычное, а раньше было невероятно почетным. Плиний писал, что лишь три тысячи семей в Индии (родине ладана) обладали правом использовать ладановые деревья. Сборщики его считались святыми, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Например, им запрещалось контактировать с женщинами. Так что скучали, бедняги, и почет их не радовал, и виды на урожай не волновали, о другом они думали.

  

 

Еще более фантастические истории ходили о сборе корицы. Геродот рассказывал, что в Аравии она поначалу вроде бы находилась только в гнездах птицы-Феникс, а располагались эти гнезда на таких отвесных утесах, что до них невозможно было добраться. Однако арабы придумали такую штуку: разрубали на мелкие части одну-две коровьи туши и разбрасывали их вблизи от гнезд Феникса. Птицы до отвала наедались мясом, возвращались в гнездо порядком отяжелевшие, оно не выдерживало их веса, рвалось, а арабы уже тут как тут: и преспокойно собирают драгоценную кору. Но, скорее всего, Геродот приврал, чтобы просто оправдать ужасную дороговизну этой пряности. Коричневые деревья растут на Цейлоне и могут достигать 6-8 метров в высоту, но их обрезают каждые два года, так что плантация — это сплошные пни, из которых растут по 3-4 ветки, с которых непременно бронзовым ножом и снимают полоски коры.


Работящие китайцы собирают урожаи женьшеня, что требует немалой самоотдачи, потому что, например, до этого растения нельзя дотрагиваться железным предметом, вроде как лишишь целебных свойств. Вообще растить его — сплошная мука: удобрять не разрешается, необходимо сделать навес, да так хитро, чтобы растение получало всего один солнечный луч. Через 3 года удаляют избыточные почки и лишь через 6 лет выкапывают, причем очень осторожно. Ну, а поле, где рос женьшень, нельзя потом использовать в течение 10 лет. В общем, сплошные условности.


Сверхэкзотичен сбор другого целебного корня — мандрагоры. Во-первых, делают это исключительно вечером, во-вторых, собирающий зачем-то натирается растительным маслом с ног до головы и склоняется в направлении заходящего солнца. В-третьих, он очерчивает никогда не бывшей в употреблении железной шпагой (!) три магических круга вокруг стебля мандрагоры. Но самое неприятное еще впереди: существует поверье, что, когда это растение вырываешь из земли, оно издает крик, от которого можно сойти с ума (по-моему, вся вышеописанная процедура очень к этому располагает). Потому, тщательно залепив уши воском, собирающий привязывал к растению собаку, бросал ей кусок мяса, собака делала рывок, падала замертво, но корень был уже извлечен. Тут, конечно, возникает ряд вопросов: зачем собак зря переводить, зачем все эти штуки со шпагой и где, кстати, эту шпагу взять, не у всех ведь предки — мушкетеры.


В Японии и на Филиппинах собирают урожай момордики или индийского огурца. Плод его — округлая, удлиненная ягода ярко-оранжевого цвета, покрытая наростами. На семенах с обеих сторон — своеобразный рисунок, напоминающий индийский национальный орнамент. По вкусу что-то вроде вызревшей тыквы. При созревании момордика трескается в нижней части и распадается на три мясистых лепестка, семена выпадают, и плод готов к употреблению. Кстати, собирающие урожай момордики знают одну ее особенность: незрелое растение наносит человеку при прикосновении ожоги на манер тех, которые бывают от крапивы. А созрев, оно перестает причинять какой-либо вред: бери и смело ешь.


В Индонезии свои заботы — идет сбор дуриана. Это фрукт такой, очень экзотический и очень популярный. Плоды оливкового цвета с острыми шипами, мякоть приятная, кисло-сладкая. Но славу дуриану принес исходящий от него совершенно мерзкий запах. Тайцы говорят, что он пахнет, как испражнения гиены. Им, конечно, виднее, мы, к счастью, с гиенами не столь близки. Другие знатоки утверждают, что не все так плохо, и пахнет дуриан всего лишь тухлым мясом. Причем запах настолько стоек, что в большинстве отелей тех стран, где он произрастает, вывешены таблички с перечеркнутым изображением фрукта, мол, любителям дуриана у нас не место, отель потом и за неделю не проветришь, и всякие освежители воздуха бессильны. Растут дуриановые деревья в тропиках и плодоносят спустя 8-10 лет, зато делают это круглый год, безостановочно. Я понимаю, вы, наверное, содрогнулись: ну и вонь в этих лесах стоит! Ан нет, смердит дуриан только в разрезанном виде да и то спустя полчаса, так что он нечто вроде бомбы замедленного действия. Собирать дуриан несложно, потому что на 15-20-метровые деревья карабкаться не надо: созревающий плод сам шмякается на землю, тут главное — не повторить истории Ньютона и яблока, потому что дуриан размером с небольшой арбуз, однозначно зашибет, и вряд ли вы успеете что-то изобрести или открыть. Так что не стой под дурианом — дурачком станешь — это практически народная мудрость.

Ирина Чичикова 


Источник: пассаж

07-01-2009 | Просмотров: 13262
 
Комментарии Комментировать
 
galinakonstantin 24-01-2009 16:01
klassno.....a 4em mi mojem pohvastatsa....russkie???vot esli bi iz etih ovoshey ekzoti4eskih samogon4ik ganiati....uhhh
Комментировать