Jules Verne Times Two — Wikipedia
С технической точки зрения, создать круглое окно – довольно сложная задача. Да и смотреть сквозь него неудобно. Несмотря на это, кораблестроители упорно продолжают делать сложные и неудобные круглые окна в бортах. Где логика?
По правде, далеко не все иллюминаторы в кораблях делают круглыми. Стоит взглянуть на фотографию любого круизного лайнера, и вы обратите внимание, что в надстройке окна обычно делают широкими и прямоугольными. Их углы лишь чуть скруглены. Но спуститесь ниже фальшборта, где начинается борт, и останутся лишь совершенно круглые небольшие окошки.
Rui Ornelas - Wikipedia
Главная причина – прочность
На волнении корпус корабля постоянно изгибает и скручивает. Вместе с ним и рамы иллюминаторов постоянно то сдавливает, то растягивает. Проблема квадратных окон в том, что в углах всегда скапливается напряжение и именно с углов начинается разрушение металла.
На углах скапливается напряжение и раньше всего начинается разрушение металла.
Кораблестроители эту истину усвоили очень давно, а вот авиаконструкторы однажды не учли ее. В 1952 году начались перелеты первого в истории пассажирского реактивного авиалайнера De Havilland Comet. Его отличительной фишкой были квадратные окна. Спустя короткое время его пришлось снять с перевозок из-за появления трещин в углах окон.
А вот надстройка таким нагрузкам не подвергается, и в ней можно сделать окна любой формы.
Неочевидная причина – герметичность
Окна в борту корабля должны быть тщательно загерметизированы, чтобы не пропустить воду при ударах волн. Угол стекла – это еще и зона, в которой сходятся два сальника, и в этом месте наиболее вероятно появление течи.
Boris Thaser - PxHere
Интересно, что и автомобильные инженеры знают эту жизненную мудрость. Вы замечали, что лобовое стекло обычно хоть чуть-чуть, да скруглено по углам?