Все мы когда-нибудь что-то теряли или забывали. Однако есть огромная разница между потерей ключей и потерей ядерной бомбы.
Тем не менее в истории случалось и такое, что бомбы терялись и по случайности сбрасывались.
Ниже мы расскажем о 10 случаях, когда США теряли или случайно сбрасывали ядерные бомбы.
10. Авиакатастрофа под Голдсборо
Авиакатастрофа под Голдсборо произошла 24 января 1961 г., когда стратегический бомбардировщик ВВС США B-52G с двумя ядерными бомбами Mark 39 на борту разрушился в воздухе над Северной Каролиной.
Самолет нес две термоядерные бомбы Mark 39. Около полуночи 23 января бомбардировщик прибыл в точку встречи с воздушным танкером для дозаправки в воздухе, но при сближении оператор заправщика сообщил экипажу B-52, что наблюдает утечку топлива из правого крыла.
Дозаправка была отменена, и самолету приказано уйти в зону ожидания у побережья океана, чтобы выработать излишки топлива перед аварийной посадкой. После входа в зону пилот доложил, что течь усилилась и самолет потерял 17 тыс. кг топлива в течение трех минут.
Наземный контроль приказал немедленно приступить к заходу на посадку на авиабазу Сеймур-Джонсон, но разрушение конструкций самолета продолжилось, и на высоте около 3300 м пилоты потеряли управление.
Экипаж начал покидать борт на высоте 2700 м, четыре члена экипажа успешно катапультировались, третий запасной пилот, не имевший катапультируемого кресла, сумел благополучно покинуть самолет через верхний люк, один из членов экипажа катапультировался, но погиб при приземлении, еще двое не смогли покинуть борт и погибли при крушении самолета.
Обломки бомбардировщика были рассеяны в полях недалеко от города Голдсборо.
Термоядерные бомбы отделились от разрушающегося самолета на высотах между 3 тыс. и 610 м, у одной из бомб раскрылся парашют, и она приземлилась практически неповрежденной (из рассекреченных в 1990-х гг. документов стало известно, что помимо срабатывания парашютной системы отключились также три из четырех предохранительных устройств, приводя бомбу в боевую готовность). Вторая бомба упала в болото и разрушилась, обломки ушли в грунт на значительную глубину.
9. Исчезновение "Боинга"
Бомбардировщик В-47 США с двумя ядерными бомбами Mark 15 на борту исчез во время полета. Он совершал беспосадочный перелет с авиабазы ВВС США во Флориде на базу ВВС "Ben Guerir" в Марокко. Были намечены две дозаправки топливом в воздухе.
Первая прошла успешно, но со вторым самолетом-дозаправщиком бомбардировщик так и не вступил в контакт, как планировалось, над Средиземным морем.
Несмотря на тщательные и обширные по площади поисковые работы, никаких следов самолета, ядерного оружия или экипажа найдено не было.
8. Авиакатастрофа В-36
13 февраля 1950 г. двигатель самолета B-36 загорелся. Экипаж катапультировался.
Обломки бомбардировщика были найдены спустя четыре года у берегов Британской Колумбии.
Считается, что бомба была не боевой, а муляжом, поэтому риск радиоактивного заражения минимален.
В течение 66 лет бомба считалась пропавшей, однако в 2016 г. дайверы обнаружили бомбу.
О находке рассказал дайвер Шон Смиричински. Он заявил, что был уверен, будто во время погружения нашел остатки НЛО.
Но затем, рассказав историю местным жителям, узнал о произошедшем в этом регионе 66 лет назад крушении B-36.
По словам Смиричински, он признал сходство между фотографиями бомбы и обнаруженным им объектом.
7. Столкновение над островом Тайби
Столкновение бомбардировщика B-47 и истребителя F-86 над островом Тайби 5 февраля 1958 г. — авиационное происшествие над побережьем американского штата Джорджия, в результате которого истребитель был потерян, а экипажу бомбардировщика пришлось аварийно сбросить в болото водородную бомбу Mark 15. Бомба до сих пор не найдена. Считается, что она покоится на дне залива Уоссо к югу от курортного города Тайби-Айленд.
Бомбардировщик B-47 возвращался из учебного полета на авиабазу Хомстед во Флориде. В бомбовом отсеке находилась одна водородная бомба Mark 15 весом 3500 кг. На высоте 11 600 м B-47 столкнулся с летящим по другому заданию истребителем F-86.
Летчик истребителя утверждал, что он не увидел бомбардировщик на радаре. Истребитель потерял крыло, но пилот успешно катапультировался и остался в живых. У бомбардировщика были повреждены топливные баки и один из двигателей. Поврежденный B-47 стал стремительно терять высоту.
Чтобы спасти экипаж и самолет, а также обеспечить безопасное приземление на ближайшем аэродроме, командир B-47 полковник Говард Ричардсон принял решение сбросить бомбу в болото на высоте 2200 м. Взрыва не последовало. B-47 успешно приземлился на авиабазе Хантер в Саванне. Никто из экипажа не пострадал.
6. Авиакатастрофа над базой Туле
Авиакатастрофа над базой Туле — авиационная катастрофа, произошедшая 21 января 1968 г., когда после возникновения пожара на борту стратегического бомбардировщика B-52 экипаж был вынужден экстренно покинуть самолет над базой ВВС США Туле в Гренландии и неуправляемая машина потерпела крушение вблизи от базы.
Бомбардировщик выполнял боевое патрулирование в рамках операции "Хромированный купол" и нес четыре термоядерные бомбы B28FI. В результате падения самолета, оставленного экипажем, термоядерные боеприпасы разрушились, вызвав радиационное заражение местности.
В 1995 г. часть документов, связанных с катастрофой, была рассекречена, в результате чего она стала достоянием гласности. Это вызвало политический кризис в Дании, так как полеты американских бомбардировщиков в воздушном пространстве Гренландии нарушали официально провозглашенный безъядерный статус страны.
Впоследствии в прессе появлялись основанные на рассекреченных документах сообщения о том, что в ходе поисковых работ были обнаружены обломки только трех из четырех бомб, находившихся на борту, а судьба четвертой остается неизвестной.
5. Падение бомбы в Марс-Блаффе
11 марта 1958 г. в 16:34 американский реактивный бомбардировщик Boeing B-47E-LM "Stratojet" из 375-й бомбардировочной эскадрильи 308-го бомбардировочного авиакрыла, базировавшегося вблизи Саванны, взлетел с авиабазы "Хантер" и взял курс на английскую авиабазу "Брантингторп" в Лестершире.
На борту самолета находилась 30-килотонная атомная бомба Mk.6 на случай вооруженного конфликта с Советским Союзом. Во время полета штурман Брюс Кулька по просьбе командира направился в бомбовый отсек для проверки предохранительной чеки бомбы, т. к. в кабине пилотов зажегся предупредительный световой сигнал, свидетельствовавший о неисправности фиксатора механизма сброса бомбы.
После безрезультатных поисков фиксатора он забрался на спусковое устройство для чрезвычайного сброса бомбы, чтобы рассмотреть его получше, и случайно привел его в действие. Трехтонная бомба проломила люк самолета и полетела к земле с высоты 4600 м. Капитану Кульке удалось остаться на борту.
В результате взрыва на приусадебном участке шесть человек получили ранения, было разрушено несколько строений. Пострадавшей семьей был подан иск в суд на ВВС США, в результате она получила компенсацию в $54 тыс.
4. Инцидент на базе "Майнот"
30 августа 2007 г. с авиабазы ВВС США "Майнот" (Северная Дакота) на авиабазу "Барксдейл" (Луизиана) должны были быть перевезены на хранение 12 крылатых ракет AGM-129 ACM с учебными боеголовками.
На стратегический бомбардировщик B-52H 2-го бомбардировочного крыла, специально для этого прибывший из Барксдейла, планировалось установить по 6 ракет на каждый из пилонов под левым и правым крыльями.
29 августа в одном из хранилищ на базе Майнот группа военнослужащих ВВС США начала подготовку указанных двенадцати ракет к установке на бомбардировщик.
На шести ракетах ядерные боезаряды были заменены на учебные боевые части, на остальных были по ошибке установлены боевые части W80-1 с термоядерным зарядом изменяемой мощности 5-150 кт.
Личный состав, занимавшийся инспекцией ракет перед их отправкой, пренебрег рядом проверок, в результате чего осталась незамеченной предварительная замена мест хранения шести ракет с учебными БЧ, на месте которых были размещены ракеты с термоядерными БЧ, предназначавшиеся для утилизации.
В 20:30 к месту стоянки самолета для демонтажа ракет прибыла группа солдат и офицеров. Через какое-то время один из них заметил внешние отличия между ракетами на пилонах правого и левого крыльев.
В 22:00 после дополнительного осмотра стало ясно, что на ракетах, подвешенных на левом крыле, установлены не учебные БЧ. Лишь тогда вокруг самолета было выставлено специальное охранение, а о "находке" было доложено на центральный командный пункт Министерства обороны США, а далее — начальнику штаба ВВС, министру обороны и президенту США.
Технически это история не о потере бомб, а об их обнаружении, однако она также подчеркивает то, насколько странными иногда могут быть действия вооруженных сил.
3. Инцидент в Нью-Мехико
22 мая 1957 г. бомбардировщик B-36 перевозил термоядерную бомбу с авиабазы "Биггс" на базу "Киртлэнд" в Нью-Мехико.
При подлете к конечной точке маршрута бомба выпала из самолета. Боеприпас упал в 7 км от контрольно-диспетчерского пункта авиабазы "Киртлэнд" и всего в 500 м от склада ядерного оружия "Сандия".
При падении сдетонировало обычное взрывчатое вещество бомбы, которое в нормальных условиях инициирует детонацию плутониевого ядра, однако ядерного взрыва не произошло.
На месте падения бомбы образовалась воронка глубиной 3,7 м и диаметром 7,6 м.
2. Инцидент на побережье Нью-Джерси
Тяжелый грузовой самолет C-124 с тремя ядерными бомбами и зарядом для четвертой направлялся в Европу с базы "Довер" штата Делавэр. Вскоре после вылета в самолете отказали два двигателя из четырех.
На оставшихся двигателях экипаж не мог удерживать тяжелый самолет с грузом на высоте. Единственным решением было посадить машину на ближайшем аэродроме Военно-морского флота США в Атлантик-Сити. Но самолет продолжал стремительно терять высоту.
Избавились от избытков топлива — не помогло. Оставалось радикальное решение. Экипаж сбросил в океан две из трех бомб примерно в 160 км от побережья штата Нью-Джерси.
Взрыва не произошло, бомбы общей массой 3 тонны ушли под воду. С оставшимся оружием самолет благополучно приземлился.
1. Инцидент в Калифорнии
В августе 1950 г. Соединенные Штаты были в разгаре Корейской войны. Десять бомбардировщиков B-29 взлетели с базы ВВС "Трэвис" в Калифорнии. Каждый самолетов нес груз ядерных бомб "Марк IV" по пути в Гуам. У одного из самолетов начались проблемы с двигателем.
На борту находились 20 человек, и бригадный генерал Роберт Фаллигант Трэвис отдал приказ развернуться и вернуться на базу. Прежде чем они смогли благополучно приземлиться, самолет потерпел крушение в отдаленном районе, находившемся в собственности авиабазы.
Двенадцать членов команды погибли при ударе.
Персонал военно-воздушных сил ринулся к обломкам и попытался обезвредить бомбу, до того как она взорвется, но они опоздали. 2270 кг взрывчатых веществ взорвались, убив еще семь человек и ранив более 180. Хотя это действительно была ужасная трагедия, все могло быть гораздо хуже.
Если бы не приказ Трэвиса, бомбы могли взорваться над населенным районом в Калифорнии, и ущерб мог бы быть гораздо более значительным.