|
Аризонский ядозуб, или жилатье (лат. Heloderma suspectum)
Монстр с реки Хила Фото © Brandon Dietrich с сайта inaturalist.org, штат Аризона, США, август 2019 года. Обычно, когда речь заходит о ядовитых рептилиях, первыми на ум приходят змеи, от крошечной африканской гадюки Шнайдера до огромной королевской кобры. Однако существуют и другие животные с чешуйчатой кожей, которые могут «порадовать» своих жертв неприятным укусом. Среди них вараны, от пестрого до комодского, бородатая ящерица, гекконы рода Strophurus, но наиболее сильный яд вырабатывают ядозубы (Heloderma) — крупные и весьма своеобразно выглядящие американские ящерицы. В длину взрослый ядозуб достигает 60–90 сантиметров, в зависимости от вида и пола (самцы несколько крупнее), а его укус довольно болезненный. Так что неудивительно, что самый хорошо изученный из пяти видов ядозубов — аризонский ядозуб, или жилатье (Heloderma suspectum), изображенный на главном фото, — получил в США прозвище gila monster, что можно перевести как «монстр с реки Хила». Выглядит «монстр» и впрямь внушающе: это крупная ящерица длиной до 60 см и массой до 2,5 кг. Она массивная и неповоротливая, с покрытой зернистой чешуей шкурой, раскрашенной в черный и оранжевый (иногда — красный, бурый или даже розоватый) цвета. Хотя шкура у жилатье довольно плотная, есть у него и дополнительный слой защиты: под кожей на спине, боках и на наружной стороне лап животного располагаются мелкие костные бляшки — остеодермы (подробнее об остеодермах читайте в картинке дня Рогатый броненосец). Голова у него уплощенная, пасть широкая и часто утыкана острыми загнутыми зубами, а за ними прячется еще и толстый синий язык, которым ядозуб, по ящеричьему обыкновению, часто «щупает» воздух и окружающие его предметы. Туловище у ящерицы вальковатое, на крепких лапах растут внушительные когти, а хвост короткий и толстый — в нем жилатье хранит запас жира на случай голода.
Ядозуб демонстрирует язык; также обратите внимание на его зернистую шкуру, особенно на голове, — такую текстуру ей придают подкожные остеодермы. Фото © Steve Atkins с сайта amphibianandreptileconservancy.org Жилатье — крайне малоподвижная ящерица: до 90% своей жизни он проводит под землей, в каменистых убежищах или норах (как выкопанных лично, так и чужих), проявляя активность только в сумерках. Встречается он в полупустынях и пустынях на западе Северной и Центральной Америк, от южной Калифорнии (США) до севера Синалоа (Мексика), в основном заселяя заросли кустарников и кактусов. Ядозубы избегают открытых пространств, на которых легко могут стать добычей хищников: они плохие бегуны, и если враг их всё-таки обнаруживает, то ящерица даже не пытается спастись бегством, предпочитая замереть и понадеяться на свою отпугивающую окраску. Тем не менее такой фокус срабатывает не всегда, и если неопытный койот или хищная птица попытаются атаковать, ящерице остается последнее средство обороны: ее ядовитый укус. Ядовитость жилатье была известна больше ста лет назад, хотя, как это часто бывает с подобными животными, смертоносность ящерицы оказалась сильно преувеличена: люди верили, что даже дыхание ядозуба способно убить человека, а уж про спасение укушенного им и говорить нечего! Лишь полноценные научные исследования, проведенные американским врачом и натуралистом Джорджем Гудфеллоу (George Goodfellow), работавшим с живыми ящерицами, показали, что укус ядозуба, конечно, весьма болезненный, но отнюдь не смертельный, и даже без специального лечения доктор, заставивший жилатье укусить себя за палец, смог благополучно выздороветь.
Первое научное изображение ядозуба из работы S. F. Baird, 1859. Reptiles of the boundary : with notes by the naturalists of the survey. Рисунок с сайта en.wikipedia.org Конечно, это не означает, что яд жилатье совсем уж безвреден: даже доктор Гудфеллоу после своего смелого эксперимента целых пять дней лежал в постели с плохим самочувствием! В целом клиническая картина отравления ядом ядозуба (хелодерматизм) характеризуется сильной болью в месте укуса, длящейся от получаса до восьми часов, и быстро нарастающим отеком; также укушенные жалуются на слабость, головокружение и дурноту. Тем не менее рассчитанная смертельная доза этого яда для человека довольно велика — около 5–8 мм на 1 кг массы тела (для сравнения, яда среднеазиатской кобры для тех же целей понадобится около 0,21–0,4 мг/кг, а яда морских улиток конусов — всего около 0,029-0,038 мг/кг). Также не было зарегистрировано ни одного смертельного исхода после укуса жилатье с 1930 года, да и в целом ядозубы редко кусают людей — обычно только при отлове или неправильном обращении. Яд жилатье вырабатывается модифицированными слюнными железами нижней челюсти, после чего по нескольким протокам поступает в ротовую полость, выделяясь у основания самых крупных зубов и растекаясь по специальному желобку, образованному складкой слизистой оболочки пасти. На передней и задней поверхностях зубов жилатье имеются особые бороздки с острыми краями: за счет капиллярного эффекта яд заполняет их и при укусе проникает в кровь жертвы. Тем не менее устройство ядовитого аппарата не позволяет жилатье сделать быстрый и эффективный укол (как это происходит в случае укуса гадюки), так что ящерица вынуждена какое-то время удерживать добычу в пасти, дожидаясь, пока та перестанет дергаться. Именно поэтому, укусив человека, жилатье держится на нем «бульдогом», не разжимая челюстей, и укушенному приходится приложить немало усилий, чтобы избавиться от ящерицы.
Череп ядозуба: обратите внимание на приросшие к костям остеодермы и на то, что зубы в передней и задней части нижней челюсти меньше остальных — именно у основания самых крупных зубов открываются протоки ядовитых желез. Фото с сайта eebweb.arizona.edu Поскольку основной добычей жилатье являются довольно безобидные животные, от насекомых до птичьих яиц и грызунов, предполагается, что ядовитый укус этой ящерицы возник в качестве средства защиты, а не умерщвления жертвы. Подтверждается это предположение исследованием состава яда жилатье: один из белков этого яда, эксендин–4 (его синтетическим аналогом является эксенатид, применяемый для лечения сахарного диабета 2-го типа), при взаимодействии с рецепторами глюкагоноподобного пептида-1 (ГПП-1) улучшает память у млекопитающих, так что хищник, пострадавший от укуса жилатье, лучше запомнит его яркую раскраску и ядовитые зубы.
Несмотря на зловещую репутацию, «монстры реки Хила» в основном пользуются своим ядом, чтобы убивать мелких животных, таких как грызуны. Фото © John Cancalosi с сайта thoughtco.com Ядозубы не прожорливы: они могут голодать до пяти месяцев, и трех-четырех кормлений обычно бывает достаточно, чтобы ящерица прожила целый год. Впрочем, жилатье никогда не отказывается от кормежки и способен за один присест съесть пищи в половину веса собственного тела! Особенно много пищи требуется молодым ящерицам: поскольку юные жилатье выходят из яиц поздней осенью и первую зиму проводят в спячке под землей, весной они должны питаться обильно, в противном случае могут не успеть набрать достаточно энергии перед засушливым летним сезоном (летом все ядозубы особенно ленивы и почти не появляются на поверхности). Если же молодые ящерицы сумеют пережить наиболее опасные первые годы жизни, то у них появятся все шансы задержаться на этом свете: в неволе ядозубы живут до сорока лет. Несмотря на опасность, ядозубы являются популярными питомцами, особенно в США. Жилатье относится к видам, чье положение близко к уязвимому, поэтому отлов диких ящериц запрещен и любители рептилий могут надеяться лишь на ядозуба, выращенного в неволе.
Иногда жилатье появляются из яиц парами: как и все ядозубы, эти близнецы родились поздней осенью, незадолго до наступления зимней спячки. Фото с сайта en.wikipedia.org Помимо жилатье, в роду ядозубов насчитывается еще четыре вида крупных ядовитых ящериц. Самыми известные из них — мексиканский ядозуб, или эскорпион (Heloderma horridum), — более крупная (до 90 см длиной) и темноокрашенная версия своего северного собрата, а также гватемальский ядозуб (Heloderma charlesbogerti), одна из самых редких в мире ящериц, чья популяция в 2007 году насчитывала меньше двухсот особей. К сожалению, даже те виды ядозубов, которые пока еще не отнесены к вымирающим, находятся в опасности: разрушение мест обитания и браконьерский вылов ставят под угрозу дальнейшее существование этих уникальных ящериц, чья эволюционная история насчитывает уже более двадцати миллионов лет. Быстро развивающийся человеческий мир оказался для этих неповоротливых рептилий слишком тяжелым испытанием.
Научная классификация: 10-12-2021 | Просмотров: 1416
Комментарии
Комментировать
Комментировать
|
Ещё по теме
|