В 19 километрах от индонезийского города Джакарта находится Bantar Gebang — крупнейший в Юго-Восточной Азии открытый мусорный полигон, куда свозят отходы промышленных предприятий и стекаются сточные воды. Каждый день на полигон завозят 9000 тонн мусора.
Эта гигантская свалка — дом нескольких тысяч людей, причем некоторые дети там родились и не знают другой жизни. Французский фотограф Александр Сеттлер побывал на Bantar Gebang и сделал там серию шокирующих снимков.
Жители свалки используют ее как способ заработка: среди мусора они ищут предметы, которые можно перепродать. Сеттлер назвал это «миром грязи» или «мерзким миром».
«Когда я приехал на свалку Bantar Gebang, я увидел, что там живет много семей. Мой самый большой шок: то, что одни считают отходами, для других становится ресурсом. Масштабы неравенства просто шокируют. Одни выбрасывают фрукты и овощи, а для других это еда.
Условия для жизни там ужасные: запахи, бактерии, вред для здоровья… Семьи с детьми селятся там в самодельных домах без питьевой воды и без доступа к медицинской помощи. Дети живут прямо посреди мусора и с мусором же играют. Некоторые гуляют босиком, поэтому у детей нередки травмы: земля усыпана острыми предметами. Одна семья показала мне стопу своего сына с открытой раной — тогда я почувствовал себя беспомощным».
Александр Сеттлер
«Некоторые дети показались мне счастливыми и беззаботными. Но, подозреваю, это только потому, что им не с чем сравнить свою жизнь и они не знают, что она могла бы быть лучше.
Дети научили меня тому, что радость есть даже в самых плохих ситуациях. Я видел, как дети радостно играют, как они счастливы проводить со мной время: они показали мне свои дома с игрушками, познакомили с родителями. Поскольку они не могут сравнить себя с детьми, которые живут за пределами этих гор отходов, они кажутся довольными».
«По сравнению с детьми взрослые показались мне безропотными, они показывали мало эмоций. Похоже, они приспособились к своему положению, но не приняли его по-настоящему. Я был тронут их дружелюбием и доброжелательностью».
Реза Бонард, в прошлом жившая на этой свалке, делает все возможное, чтобы улучшить бытовые условия бывших соседей. Ей повезло: она училась в средней школе за пределами полигона и выбралась оттуда. Но женщина вернулась, чтобы научить индонезийцев с полигона тому, как выбраться из нищеты.
Бонард вместе со своим другом из Британии Джоном Девлином создала организацию BGBJ, которая выступает за «семена Bantar Gebang». Организация открыла на свалке хостел и общественный центр, который занимается образованием. Основатели BGBJ верят, что местных детей (это их метафорически называют «семенами») можно воспитать и научить успешной жизни во внешнем мире.
Сеттлер говорит, что помочь беднякам может каждый:
«Загрязнение — это глобальная проблема, она актуальна везде. Одно из ее решений — переосмыслить наш образ жизни и потребление, чтобы понять, как уменьшить загрязнения, производя меньше благ. Чтобы помочь семьям со свалки Bantar Gebang, обратитесь в местные ассоциации, которые делают это напрямую: улучшают жилищные условия (вода, гигиена, питание) и помогают детям пойти в школу».