D I S C O V E R Y
 

ЯПОНСКИЙ СТИЛЬ ВАШЕГО САДА

 

История и символизм

Первые сады в Японии появились в VI веке н.э. С тех пор сады Страны восходящего солнца развиваются вместе с культурой своего времени, опираясь на религиозные концепции буддизма и синтоизма.


 Для японского сада характерно активное использование маршрута, который подобно гиду то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особенно интересных местах
 

На протяжении своей истории японский сад формировался в пейзажном стиле, что роднит его с английским. Этому способствовала природа страны с ее мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей. Принципы японского сада в том виде, каким мы его сейчас знаем, окончательно сформировались в XIX веке. Этот сад - образ живой природы, образ мира.


 Для японского сада характерно активное использование маршрута, который подобно гиду то заставляет отвлекаться от картин сада
 

Главная функция японского сада - созерцание и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора: террас, окон дома, видовых точек. Для японского сада характерно активное использование маршрута, который подобно гиду то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особенно интересных местах. Достигается это разными методами: сложный план сада не позволяет охватить его разом, а меняющийся материал дорожек то позволяет смотреть на сад, то заставляет внимательно глядеть под ноги.

Сложно не согласиться с одним из положений дзен-буддизма, легшего в основу японского сада: красота природы - это одна из форм постижения истины. Сады должны были располагать к созерцанию и вызывать эмоциональный отклик.


Основной композиционный принцип - создание гармонического равновесия элементов сада, в котором есть свобода и порядок, движение и покой.
 

Основной композиционный принцип - создание гармонического равновесия элементов сада, в котором есть свобода и порядок, движение и покой. Для садов характерно отрицание равенства - элементы сада не должны быть одинакового размера, их недопустимо размещать симметрично.



Художественная задача сада - показать природу, не тронутую человеком, способ показа - с помощью понятной посвященным (то есть знающим японскую культуру) символики, которая расширяет смысл виденного - композиционные каноны как бы расширяют сад до границ Вселенной.
 

Символизм сада связан с трактовкой природы. Художественная задача сада - показать природу, не тронутую человеком, способ показа - с помощью понятной посвященным (то есть знающим японскую культуру) символики, которая расширяет смысл виденного - композиционные каноны как бы расширяют сад до границ Вселенной. Эстетическая ценность растений, камней, песка и воды является второстепенной по сравнению с тем, что они символизируют. В отличие от европейских пейзажных садов рукотворность японского сада очевидна. Не будучи знатоками тонкостей японской культуры, попробуем разобраться в основных элементах сада, чтобы придать восточный флер своему участку.


Характерные черты японского сада

Обязательные элементы японского сада - камни и вода, составляющие его «скелет» и «кровь».


Обязательные элементы японского сада - камни и вода, составляющие его «скелет» и «кровь».


Для сухого сада камней необязательны даже сами растения. Камни подбирают по цвету и фактуре, из них формируют группы, дополняющие и уравновешивающие друг друга.

 

Для сухого сада камней необязательны даже сами растения. Камни подбирают по цвету и фактуре, из них формируют группы, дополняющие и уравновешивающие друг друга. Задача художника – почувствовать возможности каждого камня и найти точное соотношение камней.


Вода присутствует в форме водоема с заливом, островами, песчаными и каменными берегами и изображает спокойную широкую реку или бурный поток с порогами.
 

Вода присутствует в форме водоема с заливом, островами, песчаными и каменными берегами и изображает спокойную широкую реку или бурный поток с порогами.



Излюбленный элемент сада - водопад.
 

Излюбленный элемент сада - водопад. В «сухих» садах вода символически изображается галькой или песком.

В ассортименте растений для японского сада преобладают вечнозеленые хвойные и лиственные растения, предпочтение отдается красивоцветущим деревьям и кустарникам, цветов мало. С помощью растений акцентируется смена времен года: весна - цветением плодовых, осень - окраской листьев, зима - рисунком обнаженных ветвей. Излюбленные культуры - сосна, сакура, камелия, азалия, клен, бамбук, хризантема. Деревья и кустарники часто стригутся, и, конечно же, японский сад трудно представить без бонсаи. Почву покрывает «газон» из мхов, которые хорошо растут в сыром японском климате.



В японском саду тропы извилистые и обычно проходят по периферии сада, а середина остается свободной. Дорожки делают из каменных плит разной формы или используют деревянное покрытие.
 

В японском саду тропы извилистые и обычно проходят по периферии сада, а середина остается свободной. Дорожки делают из каменных плит разной формы или используют деревянное покрытие.



В восточных садах широко используются гравийные отсыпки. Классический атрибут - это площадка гравия, на которой граблями наносится графический узор
 

В восточных садах широко используются гравийные отсыпки. Классический атрибут - это площадка гравия, на которой граблями наносится графический узор. Волнистые линии символизируют море или речной поток, это один из способов обозначить в саду элемент воды, если нет настоящего пруда или ручейка. Концентрические круги вокруг, например камня, символизируют землю.



Садовые сооружения - мосты, скамьи, каменные фонари (гата) и бaшни (пагода), ограды, ворота выполнены из естественного материала дерева, бамбука, камня и металла без лака и краски, чтобы была видна его текстура и возраст.

 

Садовые сооружения - мосты, скамьи, каменные фонари (гата) и бaшни (пагода), ограды, ворота
 

Садовые сооружения - мосты, скамьи, каменные фонари (гата) и бaшни (пагода), ограды, ворота выполнены из естественного материала дерева, бамбука, камня и металла без лака и краски, чтобы была видна его текстура и возраст.



Особенно ценится налет времени - лишайники и мхи на камне, блеклость тонов дерева и бамбука, патина на металле.
 

Особенно ценится налет времени - лишайники и мхи на камне, блеклость тонов дерева и бамбука, патина на металле.



Традиционный элемент японского сада тсукубаи - каменная чаша с водой виде бочки, высотой 20-60 см, в которой издавна мыли руки во время чайной церемонии.
 

Традиционный элемент японского сада тсукубаи - каменная чаша с водой виде бочки, высотой 20-60 см, в которой издавна мыли руки во время чайной церемонии.



В качестве дополнительных украшений сада может использоваться скульптура и контейнеры с бонсаи, формируемые течение десятилетий и даже веков карликовыми растениями.
 

В качестве дополнительных украшений сада может использоваться скульптура и контейнеры с бонсаи, формируемые течение десятилетий и даже веков карликовыми растениями.



В качестве дополнительных украшений сада может использоваться скульптура и контейнеры с бонсаи, формируемые течение десятилетий и даже веков карликовыми растениями.

 

В настоящее время магазины предлагают аксессуары для японского сада и материалы, которые можно использовать для его оформления. Например, бамбук, импрегнированные доски, устойчивые к гниению, и натуральный камень. Поэтому самое сложное - это выбор устойчивых растений, который в наших условиях ограничен.

Сосна - одно из ключевых растений японского сада. Лучше всего использовать карликовые формы сосны горной, которые хорошо поддаются стрижке и морозоустойчивы. Компактные сорта ели, туи, можжевельника, многие из которых имеют правильную геометрическую форму безо всякой стрижки, найдут свое место в японском саду.


Сакуры в открытом грунте у нас не зимуют, но их - увы, лишь отчасти! - могут заменить декоративные формы яблони, сливы и груши
 

Сакуры в открытом грунте у нас не зимуют, но их - увы, лишь отчасти! - могут заменить декоративные формы яблони, сливы и груши. Азалии с успехом заменяются рододендронами - это крупные вечнозеленые гибриды на основе рододендрона катэвбинского и вечнозеленый рододендрон даурский (одни из немногих вечнозеленых лиственных кустарников, хорошо зимующих в нашем регионе), листопадные рододендроны желтый и японский, различные компактные виды и сорта. 

Невысокие клены Гиннала и татарский придутся ко двору в саду, стилизованном под японский. Очень хороша форма клена сахаристого с разрезными листьями. Это крупное дерево до 20 метров высотой, поэтому его лучше использовать в садах. Оригинальной заменой багровых форм клена послужит пузыреплодник «Диаболо», сохраняющий насыщенную окраску в течение всего сезона, он к тому же хорошо стрижется. Еще одна альтернатива - новые устойчивые к холоду формы берез с разрезными листьями зеленого или пурпурного цвета, среди которых попадаются и плакучие сорта.

Из кустарников хорош волчеягодник (осторожно, он ядовит!), карликовые или неяркие сорта сирени, кустарниковые пионы, различные сорта барбариса Тунберга.

Из бамбуков в наших широтах относительно хорошо растут лишь карликовая саза курильская, высотой до полуметра, и трехметровая фаргезия из Северного Китая, выносящая морозы до -27 градусов. Оба эти бамбука - вечнозеленые растения, они будут себя лучше чувствовать в теплом, защищенном от ветра уголке сада. Для достижения наибольшего декоративного эффекта они должны как можно дольше расти на одном месте. Более надежной, но необычной заменой бамбука могут послужить формы большой ивы с узкими вытянутыми листьями и тонкими раскидистыми ветками. Крупный, до трех метров высотой, злак мискантус китайский тоже широко используется в формировании композиций.

Осенью в саду солирующие партии великолепно исполнят одевающиеся в царственный пурпур багряник японский и бересклет крылатый.

Зимой сад украсят вечнозеленые хвойники и листопадные деревья и кустарники с необычной корой - черная ольха, клен зеленокорый, бересклет крылатый, дерен белый с красными ветками и дерен побегоносный «Flaviramea» с желтыми, ива белая, форма желтая с желто-красными побегами, и плакучая ива козья «Килмарнок».

Из цветов будут уместны хосты, астильбы, триллиум, лилейник, пионы, ирисы, ширококолокольчик, меконопсис, трициртис, кирен-гисема, лабазник астранция, живучки, печеночница. Многие из этих растений обладают к тому же декоративной листвой. Для декоративно-лиственных овсяницы сизой, гейхеры, тимьяна тоже обязательно найдите место в саду. И, конечно же, папоротники - страусник, щитовник, полиподиум, вудсия, адиантум стоповидный.


Мох, которым покрыта почва в японских садах, требует к себе немало внимания,
 

Мох, которым покрыта почва в японских садах, требует к себе немало внимания, и даже наш сырой климат жарким летом бывает для него слишком сух. Лучшая имитация зарослей мха - это мшанка, карликовое растение, образующее плотную дернинку. Вот такое неожиданное применение для обычного сорняка.



Для оформления водоемов и берегов используют кувшинки, рогоз, ситники, осоки, ирисы, белокрыльник, дербенник.
 

Для оформления водоемов и берегов используют кувшинки, рогоз, ситники, осоки, ирисы, белокрыльник, дербенник.

Хотя создать настоящий японский сад сложно, внести японские нотки в европейский сад легко. Аксессуары в японском стиле помогут вам в этом. Главное - не увлекаться растениями с яркими крупными цветами и пестрыми листьями. И помнить, что японский сад основан на сочетаниях оттенков, а не контрастов в духе «вырви глаз». При выборе растений лучше остановиться на неярких видах или сортах. Иначе сад, основанный на японских традициях, растеряет свое изящное очарование и станет пародией на самого себя.


Камни

Японцы считали, что те места, где много камней, избираются богами (ками) для своего пребывания. Камни этих мест являлись объектами особого поклонения
 

Японцы считали, что те места, где много камней, избираются богами (ками) для своего пребывания. Камни этих мест являлись объектами особого поклонения, так как были, по убеждению японцев, священны, а, значит, - наиболее чисты и надёжны именно в силу пребывания там божеств. 
Такое отношение к камням привело к тому, что эстетическая основа японских садов, появившихся много лет спустя как вид искусства, стала формироваться в большей степени камнями.

 

Применение камней в японском саду весьма обширно:

  • построение из них интересных композиций;
  • оформление водоёмов; создание дорожек, мостов и мостиков, подпорных стенок.
  • создание из гравия символических водных ландшафтов;
  • использование каменных фонарей и пагод.

Чтобы композиция из камней была сбалансирована, в Японии применяется приём её построения в форме соразмерного треугольника. Причём, это касается не только каменных композиций. 


В каждой композиции сада (будь то кустарниковая, древесная или композиция с архитектурными формами) баланс достигается, в том числе, и за счёт вписывания элементов сада в сомасштабный треугольник, где обязательно будет главный элемент и один или несколько подчинённых.
 

В каждой композиции сада (будь то кустарниковая, древесная или композиция с архитектурными формами) баланс достигается, в том числе, и за счёт вписывания элементов сада в сомасштабный треугольник, где обязательно будет главный элемент и один или несколько подчинённых.

Этот канонический приём несёт красоту и гармонию одновременно. 
Но в каждом конкретном случае, конечно же, могут быть отступления от канонических норм. 
Соблюдение других основополагающих приёмов и принципов создания садов в японском стиле сделает эти отступления незаметными.

Некоторые основные правила работы с камнями:

  • Если вы создаёте композиции из групп камней, то они составляются в основном из нечётного количества камней (три, пять, семь).
  • Устанавливая камень на постоянное место, его надо углубить, так что он должен врасти в землю и соединиться с ней, но не лежать на поверхности. 
  • Глубина, на которую вкапывают камень в землю, зависит от характера рельефа: на плоском месте углублять камень нужно значительно меньше, нежели на склоне.
  • При установке камней главный принцип достижения баланса – расстановка их в форме соразмерного треугольника, где главный камень («сюсеки») должен быть грамотно соотнесён с первым второстепенным («фукусеки») и вторым второстепенным («киакусеки»). Другими словами, в группе не должно быть камней одинакового размера. Иначе композиция из камней будет неинтересной и скучной.
  • Для баланса энергии Инь-Ян, расположенных горизонтально камней должно быть больше, чем вертикальных. Потому что окружающих вертикальных линий в каждом саду довольно много (вертикали заборов, деревьев, строений). Их перевес будет нарушать гармонию, вызывая ощущение тревоги. Но в каждом конкретном случае могут быть и исключения. Главное - соотнести вертикали и горизонтали сада в разумном балансе.
  • Камнем можно изменить очертания водоёма, если по какой-то причине он перестал вас устраивать. Для этого вы можете красиво «вживить» камень нужного размера в береговую линию. От величины и формы камня будет зависеть новая линия берега.
  • Создавая дорожки из камня, учитывайте, что на них в саду возложено несколько функций одновременно.


Дорожки из камня

Дорожки в японском саду символизируют дороги жизни, путешествие по жизни.
 

Дорожки в японском саду символизируют дороги жизни, путешествие по жизни. Они соединяют различные Картины Сада и его точки в единое целое. Дорожки указывают путь, по которому мы можем пройти к каждой Картине Сада. Но, в то же время, зачастую главная функция дорожек – это основа пути. А основа должна быть прочной, удобной, красивой.



Зачастую главная функция дорожек – это основа пути. А основа должна быть прочной, удобной, красивой.
 

Поэтому к обустройству дорожек нужно подходить серьёзно, начиная с тщательно продуманного эскиза линий дорожек до расположения камней в дорожке. Ведь, изменив только разворот камня, мы можем изменить ощущение движения энергии по дорожке.


Дорожки в саду японского стиля не должны быть прямыми или чёткой геометрической формы.


Дорожки не должны «кричать» о своей красоте или оригинальности материала, из которого они сделаны, а должны стать неотъемлемой, гармоничной частью общей композиции.

Плавными, мягко-извилистыми линиями дорожки будут подводить нас к той или иной точке обзора сада. 
Дорожки не должны «кричать» о своей красоте или оригинальности материала, из которого они сделаны, а должны стать неотъемлемой, гармоничной частью общей композиции. 
От того, насколько правильно вы устроите дорожку в саду, будет зависеть и степень удобства передвижения по ней.



Мосты являются продолжением дорожки, соединяют два берега, могут быть основой какой-то композиции сада.

 

Из камня в саду могут быть сделаны и мосты, которые, как и дорожки, играют несколько ролей одновременно. Мосты являются продолжением дорожки, соединяют два берега, могут быть основой какой-то композиции сада. 
Мост в японском саду - это символичный элемент. В зависимости от общей концепции сада, он может означать переход от одного периода жизни к другому, из одной среды в другую, из настоящего в неизвестность. 

В Японии очень ценятся мосты из цельной природной глыбы. Особое очарование саду в японском стиле придадут мосты выгнутые, с красивыми природными вертикальными камнями на разных берегах у начала моста. 
Но опять-таки, должна быть мера во всём - представьте себе большой мост на площади маленького сада…
А вот небольшой оригинальный мостик из природных камней можно вписать практически в любую площадь сада, оформив его соответствующими растениями, камнем, гравием, фонарём.


В японских садах распространено применение камня и в виде фонарей, пагод.
 

В японских садах распространено применение камня и в виде фонарей, пагод. 


Очень важным моментом создания сада в японском стиле является правильная компоновка камней и растений.

 

Очень важным моментом создания сада в японском стиле является правильная компоновка камней и растений. Мы должны соединить их так, чтобы ни у кого не вызывало сомнений - камень этот лежит здесь всю его каменную жизнь, символизируя постоянство Вселенной.


А вот растения периодически сменяются, так как они символизируют природное непостоянство, изменчивость жизни.

 

А вот растения периодически сменяются, так как они символизируют природное непостоянство, изменчивость жизни. 

Прекрасно получится это совмещение, если «подсмотреть» подобные образцы у живой природы: в лесу, на берегу озера, в горах. 


В Японии ценят камни не только за природную красоту, но и за их чистое звучание.
 

В Японии ценят камни не только за природную красоту, но и за их чистое звучание.

 

 Для японского сада характерно активное использование маршрута, который подобно гиду то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особенно интересных местах


 Для японского сада характерно активное использование маршрута, который подобно гиду то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особенно интересных местах

 
 
 Для японского сада характерно активное использование маршрута, который подобно гиду то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особенно интересных местах

 
 
 Для японского сада характерно активное использование маршрута, который подобно гиду то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особенно интересных местах


 
 Для японского сада характерно активное использование маршрута, который подобно гиду то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особенно интересных местах

 

 Для японского сада характерно активное использование маршрута, который подобно гиду то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особенно интересных местах


 
 
 Для японского сада характерно активное использование маршрута, который подобно гиду то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особенно интересных местах

 

 Для японского сада характерно активное использование маршрута, который подобно гиду то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особенно интересных местах


  Для японского сада характерно активное использование маршрута, который подобно гиду то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особенно интересных местах

 
 
 
 Для японского сада характерно активное использование маршрута, который подобно гиду то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особенно интересных местах


 
 Для японского сада характерно активное использование маршрута, который подобно гиду то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особенно интересных местах

 

 
 Для японского сада характерно активное использование маршрута, который подобно гиду то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особенно интересных местах


 Для японского сада характерно активное использование маршрута, который подобно гиду то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особенно интересных местах

 
 

 Для японского сада характерно активное использование маршрута, который подобно гиду то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особенно интересных местах

 



18-07-2009 | Просмотров: 38327
 
Комментарии Комментировать
 
Юлия 09-11-2016 06:11
прикл
Екатерина 29-07-2011 21:07
Красотищщща!!!
Руслан 14-02-2011 22:02
Круто!!!!!!!!!!!!
Комментировать