По итогам всей нашей поездки, именно Каппадокия мне запомнилась больше всего, именно о ней я первым делом рассказываю друзьям, спрашивающим, что интересного было в Турции. Это место сказочное, оно как будто из другого мира. Я очень ряд рассказать сегодня о нем.
Но начнем с начала. Утром была идиллия. Даже из спальника вылазить не хотелось.
Вид из палатки.
Утром мы собирались очень долго, дело в том, музей, в который мы хотели заскочить с самого начала, открывался в 9 часов. А солнце в Турции в это время года встает около 5 утра, и кое-как проворочавшись до 7-ми, мы в течение часа медленно ели тошнотворную колбаску, растягивая время, как получалось. Добравшись в Derinkuyu, мы застали город во сне – почти ни одного человека на улице. Припарковав машину на совершенно пустой стоянке, отправились смотреть ближайшие окрестности. И сразу же закрытый наткнулись на христианский храм. Рядом не смогли найти какой-либо информации о нем.
Медленно появлялись люди. Девушка шла неторопливо в школу.
К открытию музея, мы зашли в подземный город. Вход стандартные 15 лир или 250 руб. Деринкуй - это самый крупный из найденных (раскопанных) подземных городов в Турции, входит в сеть подземных комплексов, расположенных на всей территории Каппадокии. Одиннадцать этажей уходят на глубину около 85 м (это половина от высоты Главного Здания МГУ). Тут было много места - здесь могли прятаться десятки тысяч людей, вместе со своим скотом и продовольственными запасами. Город был построен в мягкой вулканической породе, которая очень распространена в Каппадокии. Наиболее вероятно, что первые этажи построили фригийцами в VIII-VII веках до н.э. Позже, город вырос во времена византийской эпохи. В это время город соединяется с другими подземными городами через многокилометровые туннели. Подземный город Деринкуй был укрытием для первых христиан, которые спасались от преследований со стороны Римской империи.
Воздушный колодец. Некоторые из них достигали грунтовых вод, так что город мог жить полностью автономно довольно продолжительное время. Камера смогла захватила только 4-ре этажа.
Лестница на один этаж вниз. Все хорошо освещено и везде висят таблички с надписью выход там. Такие города легко было защищать – если противник попадал в туннель, то из отверстия в стене выкатывалось каменное колесо, которое блокировало проход.
Помимо маленьких комнат, встречались большие залы, используемые для собраний.
Перед вами подземный храм, где в свое время проводились службы.
Многие входы закрыты, воздушные шахты огорожены. Если бы этого не было, то ежегодно несколько бы туристов пропадали без вести в лабиринтах туннелей.
Этот город произвел сильное впечатление. Конечно, там довольно скучновато и однообразно лазить, но масштабы удивляют. Уже через 10 километров по пути в Гореме, начали открываться классические «каппадокские» виды. Немного о том, откуда это взялось. В период образования гор в средней Анатолии (это территория современной Турции), частью которой является Каппадокия, образовались разломы глубинного заложения. Магма, изливаясь на поверхность, образовывала вулканы, таким образом, выравнивались долины и склоны, образовалось плато на месте горной страны. Благодаря резко континентальному климату с внезапными и значительными перепадами температуры, в горных породах образовывались трещины. Они то и разрушали вулканические породы. С течением времени из вулканической породы образовывались отдельные холмы (Википедия). То, что мы видели до этого - все творения рук человеческих в долине Ихлара, были возможны только из-за наличия магмы в этих местах. Она очень легко поддается обработке, иногда чуть ли не крошась в руках.
То же самое, но подальше.
А еще через 10 минут нам открылась вся красота этих мест. К сожалению, в наш приезд не запускали воздушные шары, а то обычно в воздухе находится несколько разноцветных точек, и так украшая не без того красивые виды.
Заехали в Гореме, являющийся хорошей базой для вылазок в близлежащие долины-парки.
А это OpenAir Museum, что находится километрах в 2-ух от Гореме на запад. Вход стоит 15 лир. Музей представляет собой территорию метров 300 на 200, где сосредоточены хорошо сохранившиеся храмы и другие аналогичные постройки.
Все бы ничего, но тут море туристов. Не знаю, как я умудрился сделать кадры без них. И второй минус – вход в самые интересные церкви за дополнительную плату. Интересного в церквях за доплату только разве что подкрашенные фрески, не вызывавшие у меня никаких эмоций после увиденного в долине Ихлара. И сам музей не содержит никаких сооружений, которых я бы не видел в других местах в более приятной обстановке. Однозначно, не рекомендую к посещению, лучше самостоятельно куда-нибудь прогуляться. Тут куда не ступи – интересная долина.
Поднимались все выше.
Тут надо фильмы снимать.
Желтые камни тоже встречали.
Разнообразие форм в какой-то момент перестает удивлять.
Гриб.
Вот этот парк в месте под названием Zelve оказался бесплатным, да и гулять по нему было приятней, чем по непонравившемуся мне Музею под Открытым Небом.
И гладкие поверхности тут тоже были.
Проехали еще на север, до Avanos, городу славившемуся своим гончарным производством. Запомнилась прошедшая мимо девушка, одетая в белый халат, полностью заляпанный глиной. Не успел ее сфотографировать. Вот вместо нее большой кувшин.
Через город протекает река (первая замеченная в Каппадокии между прочим), а посередине реки расположен остров, заваленный непонятно откуда взявшимся кувшинами. Я решил что тут просто проводятся соревнования – мужчины, достигшие возраста в 18 лет, встают в одну линию и кидают глиняную посуду на остров.
Весна.
Изучая путеводитель, мы осознали что Love Valley нужно обязательно посетить. Не был в Долине Любви – не был в Каппадокии. А называется она так в честь фалоссовидной форме каменных грибов, что-то на подобии того, что можно увидеть на 27 фотографии. Как туда добираться – мы толком не знали. Поспрашивали у местных – показали направление и на руке загнули 3 пальца, то есть 3 км до точки.. Дорога туда весной паршивая – все течет, грязно, потом и вовсе пересекали небольшие ручьи. К нашему удивлению, наш FIAT не цеплялся дном и проезжал все препятствия. В какой-то момент нам показалось, что мы не туда едем (хотя дорога проходила по дну каньона, и никаких отворотов не было). Решили были уже развернуться, а тут повозка с лошадью едет по тем ухабам, что казались непроходимыми для нас. Мужик тоже сказал, что вон там долина любви. Дальше пришлось вылазить из машины – дорога плавно превращалась в тропинку. Это нас не остановило, мы ведь упорные. Тропинка шла возле ручейка и поэтому под ногами была жижа, я уже не говорю о том, что ноги уже окончательно промокли. Дальше больше – вперед предлагалось подняться по этой веревке. Я уже представлял как пенсионеры из Европы тут лазят.
Конечно, в глубине души уже закрадывалось ощущение, что мы идем куда-то не туда. Борис решил забраться повыше, чтобы увидеть Долину Любви сверху. Теперь наш поход напоминал передачу о выживании в экстремальных условиях. Борис идет по тонкому гребню, шириной в десяток сантиметров.
В конце концов решили выбираться из этого ада. Низом не хотели выбираться, поэтому забрались на небольшое плато по ходу движения и начали путь обратно. А тут кто-то живет.
Хоть мы и не увидели Долины Любви, судьба нас вознаградила отличные предзакатными видами горы ERCİYES (3917 м).