Ван Тяньчан и его семья переехали в пустыню Гоби 22 года назад, в то время, когда большинство людей бежали от наступающей пустоши. С тех пор они борются с пустыней. Их считают символом китайской кампании по борьбе с опустыниванием.
Опустынивание – одна из наиболее серьёзных экологических проблем Китая. Великая пустыня Гоби, простирающаяся вдоль границы с Монголией, к настоящему времени поглотила около 260 миллионов гектар земли страны и, кажется, не собирается останавливаться. По мере приближения к сердцу Китая мощные песчаные бури засыпают песком столицу Пекин и другие крупные города, подвергая риску миллионы жизней. «Великая зелёная стена», программа восстановления лесов, предназначенная для создания барьера из деревьев протяжённостью 4500 километров по краю наступающей пустыни, до сих пор имела ограниченный успех, но китайское правительство старается меньше фокусироваться на недостатках, уделяя больше внимания успехам, например, тому, что делает семья Вана Тяньчана.
Уроженец провинции Госу, Ван Тяньчан решил вступить в бой с пустыней Гоби после того, как его посевы пшеницы, картофеля и кукурузы были уничтожены песчаными бурями. В 1998 году вместе со своей женой и сыновьями Ван Тяньчан покинул деревню Хуншуй и переехал в пустыню. Какое-то время они жили в песочной яме (рудиментарная форма жилья в пустынных районах); они начали сажать кусты и деревья, чтобы защититься от дюн.
Ван Тяньчан продал большую часть своих домашних животных – 60 овец, 7 верблюдов и 5 коров – и потратил вырученные деньги на усилия по борьбе с опустыниванием. Он оставил себе всего шесть овец. Наихудшее, однако, заключалось в том, что саженцы, которые посадила семья Вана Тяньчана в первые два года, унесло сильными ветрами. Однако никто и не думал отчаиваться. Приспособившись, Ван Тяньчан и его помощники начали всё заново.
Со временем они поняли, что посадка деревьев в более защищённых районах даёт лучшие результаты и что кустарники и стойкие травы идеально подходят для «сдерживания песка». Они зарывают сухую траву в песок в виде решёток, что придаёт ей достаточную структурную целостность для посадки деревьев и кустарников. Кустарник, известный как копеечник, имеет 80-процентную выживаемость даже в суровых условиях пустыни и, таким образом, стал ключевой частью усилий семьи Вана Тяньчана.
Ван Тяньчан борется с пустыней уже 22 года, и, несмотря на то, что ему уже за 70, и он страдает серьёзными проблемами со здоровьем, он не планирует отказываться от своей миссии. Его сын Ван Иньцзи в настоящее время руководит процессами на местах, Ван Тяньчан всегда остаётся в курсе всех событий.
«Когда я впервые оказался здесь, всё вокруг было жёлтым, а не зелёным, – сказал Ван Тяньчан во время интервью для Inkstone. – Если мы ничего не будем делать, песчаные дюны будут продвигаться на юг со скоростью от двух до трёх метров в год».
Ван Тяньчан и его семья потратили более двух десятилетий и 180 тысяч долларов, пытаясь остановить продвижение пустыни, и их усилия не остались незамеченными. Китайское правительство не только назначило Тяньчана и его сыновей лесными фермерами в 2010 году, поставив перед ними задачу покрыть песчаные дюны растительностью, но и начало финансировать предпринимаемые ими усилия и ставить их в пример другим эко-воинам.
Война Вана Тяньчана против пустыни Гоби далека от завершения, но им хотя бы удалось превратить в оазис собственный дом. Он окружён зелёным огородом, который лишний раз доказывает, что землю у пустыни можно отвоевать.
Хотя самоотверженность Вана Тяньчана заслуживает похвалы, эксперты говорят, что его модель трудно реализовать в районах, где нет доступа к подземным водам. Он и его семья используют воду из колодца для полива саженцев и кустарников, по меньшей мере, три раза в год, но в других местах это невозможно, поэтому данная модель не будет работать.
Программа «Великая зелёная стена» была поставлена под сомнение в начале этого года, когда впервые за шесть лет мощная песчаная буря из пустыни Гоби обрушилась на столицу Пекина. Китай пока не планирует сдаваться, и такие примеры, как Ван Тяньчана, имеют решающее значение для продолжения борьбы в крупном масштабе.
Ван Тяньчан – не единственный известный эко-воин в Китае. Тубубату и его жена Таошэнчаган также борются с опустыниванием на протяжении почти двух десятилетий, а Йи Цзефэн – женщина, которая посадила миллионы деревьев в память о своём покойном сыне.