|
Особый метод улучшения памяти помогал австралийским аборигенам изучать мир
В танцах, мифах и рисунках древних народов нередко зашифрованы знания об окружающем мире. Сейчас это трудно даже представить, но на протяжении многих веков для хранения всех своих знаний и умений людям приходилось полагаться только на собственную память. Письменные источники были редки, и книги были большой ценностью: поэтому древние люди пользовались специальными техниками запоминания (мнемоникой), чтобы надолго удержать в голове информацию о мире. Одной из известных сегодня мнемонических техник является так называемый дворец памяти, или метод локусов. Греки и римляне пользовались им ещё в античности, хотя ещё более древние культуры, например, австралийские аборигены, тоже применяли похожие техники. Австралийские исследователи из Университета Монаша решили протестировать эффективность методики, которой тысячи лет пользовались коренные жители континента. Они предположили, что культура, собравшая столько уникальных знаний об окружающей среде, навигации и применении инструментов, должна была разработать (как минимум) неплохую технику запоминания информации. И это при том, что аборигены Австралии всё это время полагались на устную передачу знаний, не имея как таковой письменности. Для участия в исследовании процессов запоминания учёные пригласили студентов-медиков: кто-кто, а будущие врачи должны запоминать в краткие сроки феноменальное количество информации, вспомнить которую в нужный момент бывает жизненно необходимо. Участникам исследования предложили запомнить точные названия 20 видов бабочек (чтобы немного отвлечься от медицинских фактов, которые они могли запомнить и до этого). Часть из них обучили методу "дворца памяти", и они должны были запомнить новую информацию с его помощью. Эта техника заключается в том, чтобы представить знакомое место (город, здание или собственный дом) и поместить нужную информацию в одной из комнат, или придумать ассоциацию с одним из предметов в ней. При необходимости человек может мысленно "прийти" в нужное место и найти в нём нужную информацию. Другая группа добровольцев узнала о мнемонической технике австралийских аборигенов и воспользовалась ей в эксперименте. Эта техника тоже задействует пространственное мышление, но также во многом полагается на сопровождение важной информации какой-то вымышленной историей, привязанной к месту. Так древние народы передавали знания из поколения в поколение, используя песни, предания и танец. Третья группа студентов попыталась запомнить список названий бабочек безо всяких предварительных инструкций. Как и ожидалось, когда студентов через несколько минут попросили назвать все 20 бабочек, с этой задачей лучше справились группы, которые пользовались мнемоническими техниками. Однако заметно лучше сработала память тех студентов, которые применили методику аборигенов, привязав воспоминания к окружающим предметам и вымышленным историям. "Дворец памяти", однако, показал свою эффективность в долгосрочной перспективе. Когда участников попросили назвать всех бабочек через шесть недель после эксперимента, именно древнегреческий метод помог студентам вспомнить больше всего названий. Конечно же, любой метод запоминания сработает лучше всего, если человек продолжит повторять нужные ассоциации снова и снова. Кстати, в качестве приятного бонуса студенты отметили, что они замечательно провели время, гуляя по территории университета и выдумывая истории по методу коренных жителей Австралии. Это любопытное исследование напоминает нам о том, с какой тщательностью и вниманием к окружающему миру наши предки собирали крупицы знания, чтобы передать их следующим поколениям. Поистине вдохновляющий пример того, на что способны человеческая изобретательность и воображение. Исследование было опубликовано в издании PLOS One. 17-05-2021 | Просмотров: 882
Комментарии
Комментировать
Комментировать
|
Ещё по теме
|