Со времени ядерной катастрофы на АЭС «Фукусима-дайити» прошло почти девять лет, и природа не теряла времени, заново осваивая пространство, освобожденное человеком.
Новое исследование предоставило доказательство того, что банальное отсутствие человека — это достаточный фактор для возобновления популяции диких животных, даже если речь идет о пронизанной радиацией территории. Всего за пять лет после спешной эвакуации жителей городов и сел, окружающих АЭС, некогда населенные пункты стали прибежищем для множества самых разных созданий среднего и даже крупного размера.
Проанализировав огромный массив данных из 267 000 фотографий дикой природы, исследователи смогли выявить 20 видов, заселивших «территорию отчуждения» Фукусимы. Среди них — дикий кабан (Sus scrofa), японский заяц (Lepus brachyurus), макака (Macaca fuscata), фазан (Phasianus versicolor), лиса (Vulpes vulpes) и енотовидная собака (Nyctereutes procyonoides).
«Результаты нашей работы являются первым свидетельством того, что, несмотря на радиологическое загрязнение, зона эвакуации Фукусимы в настоящее время является местом обитания многочисленных видов диких животных», заявляет биолог Джеймс Бизли из Университета Джорджии. По его словам, это также свидетельствует о том, что дикая природа возвращается сразу же, как уходят люди.
Исследование было сосредоточено на трех областях вокруг атомной электростанции: одной с самым высоким уровнем загрязнения и отсутствием доступа к ней человека, одной с промежуточным загрязнением и ограниченным доступом человека, и третьей с «фоновым» излучением и открытым доступом человека.
Разместив 120 камер вокруг этих мест, авторы стали собирать данные. В районах, куда людям был полностью закрыт доступ, ученые не нашли никаких доказательств того, что радиация повлияла на сообщества млекопитающих или птиц.
В то время как предыдущие работы были направлены на выявление присутствия и состояния здоровья отдельных животных, это одно из немногих исследований, которое рассматривает численность популяции в целом. Ее данные, по словам авторов, являются уникальным доказательством того, что отсутствие человека оказывает большее влияние на популяции животных, чем радиологическое облучение.
Справедливости ради, исследователи не проводили мониторинг состояния отдельных особей на предмет следов радиационных повреждений. Однако сам факт того, что в масштабе популяции подобные патологии отсутствуют или проявлены очень слабо — само по себе очень мощный аргумент в пользу тезиса, что самым главным врагом дикой природы остается не радиация и не спонтанные экологические катастрофы, а банальная деятельность человека.