D I S C O V E R Y
 

Змея, съевшая остров

 


Коричневая бойга (Boiga irregularis) с пойманным птенцом

Коричневая бойга (Boiga irregularis) - некрупная слабоядовитая змея из семейства ужеобразных (Colubridae) населяет тропические леса от Сулавеси и островов к востоку от него до Новой Гвинеи, Соломоновых островов, севера и востока Австралии. На родине бойг, где был сделан этот снимок, их численность контролируется другими хищниками и конкурентами. Однако благодаря человеку этой змее удалось расширить ареал — и превратиться в опасный инвазивный вид, угрожающий целым экосистемам.

Коричневая бойга. Обратите внимание на вертикальные зрачки змеи — они свидетельствуют о ночном образе жизни. Фото © Trent Townsend с сайта mnn.com

В середине XX века коричневая бойга попала на Гуам — небольшой остров длиной 50 км и шириной 12 км, расположенный на западе Тихого океана, на расстоянии более 2000 км от восточного побережья Филиппин. В наши дни он принадлежит США в статусе неинкорпорированной организованной территории и используется для размещения двух военных баз. На острове живет около 180 000 человек, более трети из которых составляют представители коренного народа чаморро.

Змеи колонизировали остров в период между 1945 и 1952 годами, когда Гуам обзавелся военными базами США и стал оживленным транспортным центром. Анализ окраски и расположения чешуй показывает, что гуамские бойги происходят от популяции с островов Адмиралтейства к северу от Новой Гвинеи. В послевоенные годы американские военные регулярно совершали отсюда рейсы на Гуам. Во время одного или нескольких из них бойги и попали на новое место жительства — скорее всего, с грузом военного судна или на шасси самолета.

Сначала бойги закрепились в антропогенных саваннах на юге острова, а через несколько десятилетий захватили его целиком. Единственными животными на Гуаме, которые поедали змей, оказались мангровые вараны (Varanus indicus) и одичавшие свиньи, однако существенно на их популяцию они не повлияли. Почти полное отсутствие врагов и конкурентов, а также обилие пищи не только обеспечили змеям взрывной рост численности, но и позволили им вырастать намного крупнее, чем на родине, — до 3 метров вместо нормальных 1–2 метров.

Аборигенных змей на Гуаме никогда не было, поэтому местные животные оказались неподготовленными к вторжению бойг и стали для них легкой добычей. К концу 1980-х годов, когда рептилии заселили весь остров, он лишился большинства птиц, от мелких воробьиных до диких голубей и большеногих кур. Если до прибытия змей на Гуаме обитало 13 видов аборигенных лесных птиц, то сегодня их осталось всего два. Часть из них сохранилась на других тихоокеанских островах, но некоторые были эндемиками и не встречались больше нигде. Значительный урон также был нанесен околоводным и морским птицам, местным ящерицам и рукокрылым.

Леса и сады, лишенные птичьего пения, — одна из первых вещей, которую замечают путешественники на Гуаме. Например, об этом в своей книге «Остров дальтоников» упоминает знаменитый невролог и писатель Оливер Сакс, посетивший Гуам в первой половине 1990-х годов:

« — Утром я действительно не слышал пения птиц. Я вообще его здесь не слышу. Очень странно. Вероятно, я не обратил бы на это внимания, если бы ты не спросил.

— На Гуаме птицы не поют — остров немой, — сказал Джон, — Когда-то здесь водилось много птиц, но все они исчезли, не осталось ни одной птичьей души».

Двух пернатых эндемиков Гуама удалось спасти от змей в последний момент. Речь идет о гуамской альционе (Todiramphus cinnamominus) и гуамском пастушке (Hypotaenidia (Gallirallus) owstoni).

Гуамская альциона (Todiramphus cinnamominus). Вся нынешняя популяция этого зимородка происходит от 29 особей, отловленных более 30 лет назад, и состоит из примерно 140 птиц, содержащихся в зоопарках и питомниках. Заставить зимородков размножаться в неволе непросто, однако ученым удалось добиться некоторых успехов. В настоящее время обсуждается план возвращения вида в дикую природу — в те же места, где уже поселились гуамские пастушки, а в перспективе и на сам Гуам. Фото с сайта calgaryzoo.com

В дикой природе они исчезли в конце 1980-х и сохранились лишь благодаря разведению в зоопарках и исследовательских центрах на территории США и Гуама (полувольные популяции пастушков также были созданы на двух свободных от змей островах — Кокосовом и Роте). Международный союз охраны природы относит оба вида к редкой категории исчезнувших в дикой природе (Extinct in the wild, EW).

Гуамский пастушок (Hypotaenidia (Gallirallus) owstoni), подобно многим островным пастушковым, утратил способность к полету, что сделало его еще более уязвимым для завезенных хищников. Чтобы спасти этот вид от змей, орнитологи отловили около 20 птиц и запустили программу разведения в неволе. Со временем также были созданы полувольные популяции в безопасных местах: на небольшом Кокосовом острове в 1,5 км к югу от Гуама и на острове Рота. Если на Гуаме появятся свободные от змей зоны, пастушки смогут однажды вернуться на родину. Фото © Greg Neise с сайта birdlife.org

Другим пернатым эндемикам Гуама повезло меньше — они вымерли полностью. Эта трагическая судьба постигла гуамскую камышевку (Acrocephalus luscinius) и гуамскую миагру (Myiagra freycineti) — небольшую певчую птицу, напоминающую мухоловку и принадлежавшую к семейству монархов (Monarchidae). И если в вымирание камышевок свой вклад внесли не только бойги, но и другие завезенные хищники, а также уничтожение среды обитания, то миагры, несомненно, были съедены именно змеями. В первой половине XX века эти птицы были обычны на Гуаме, однако распространение бойг привело к краху популяции. Последнюю живую птицу видели на острове в 1983 году.

Гуамская миагра (Myiagra freycineti). Эта птица населяла местные леса и питалась в основном насекомыми. Еще в 1970-х годах вид был достаточно обычным, но хищничество со стороны змей не оставило ему шансов на выживание. Последняя встреча с гуамской миагрой была отмечена в октябре 1983 года. Как показали палеонтологические находки, до колонизации первыми поселенцами этот вид также обитал на острове Рота, однако затем сохранился только на Гуаме. Фото с сайта namtar.ru

Возможно, в будущем список невосполнимых потерь пополнится. Это произойдет, если видовой статус получат некоторые вымершие гуамские популяции более широко распространенных видов. Например, все больше исследователей разделяют на отдельные виды гуамскую белоглазку-говорушку (Zosterops conspicillatus conspicillatus) и ее выжившую на Северных Марианских островах родственницу (Z. c. saypani). Между тем, надеяться на внезапное обнаружение представителей исчезнувших видов в лесах Гуама не приходится: остров слишком мал и плотно заселен змеями.

Одна из двух выживших лесных птиц Гуама — микронезийский аплорнис (Aplonis opaca) из семейства скворцовых (вторая — гуамская салангана (Aerodramus bartschi)). После появления змей он исчез из лесов острова, но в небольшом количестве сохранился в урбанизированном ландшафте на территории авиабазы Андерсен, где этих рептилий меньше, чем в дикой природе. Наблюдения за аплорнисами позволяют орнитологам понять, как именно вселение бойг повлияло на местных птиц. Согласно недавнему исследованию, до двухмесячного возраста доживает лишь 26% птенцов местной популяции вида — это один из самых низких показателей среди всех птиц. И за 56% потерь ответственны именно змеи (еще в 19% смертей повинны кошки). Чем ближе к лесу селятся птицы, тем выше шансы, что их птенцов съедят бойги.

От завезенных бойг пострадали не только птицы, но и другие позвоночные Гуама. Например, змеи существенно снизили выживаемость детенышей редкой марианской летучей лисицы (Pteropus mariannus), которая также страдает от охоты и уничтожения среды обитания. Этот вид все еще обитает в лесах острова, однако два других местных вида рукокрылых, в том числе эндемичная гуамская летучая лисица (Pteropus tokudae), не пережили вторжения хищников. Фото с сайта pinterest.ru

Исчезновение лесных птиц привело к перестройке всей экосистемы Гуама. Лишившись пищевых конкурентов в лице белоглазок, миагр, рыжелобых веерохвосток (Rhipidura rufifrons uraniae) и других насекомоядных видов, настоящий взрыв численности пережили местные пауки. Сегодня численность этих членистоногих в джунглях Гуама во влажный сезон в 40 раз выше, чем на соседних островах, а леса порой непроходимы из-за огромных паутин. А для гуамских деревьев, напротив, настали трудные времена. В прошлом птицы опыляли их цветы и распространяли семена, однако с их исчезновением эффективность опыления упала, а большая часть плодов остается под родительским деревом, что снижает шансы на прорастание.

По оценкам ученых, сегодня на Гуаме живет около двух миллионов коричневых бойг. В основном они охотятся на ящериц и завезенных грызунов и даже пытаются есть пищевые отходы. Несмотря на устрашающие размеры популяции, змеи редко попадаются на глаза местным жителям и почти не способны навредить взрослому человеку: их яд относительно слаб, а ядовитые зубы расположены в глубине рта. Тем не менее гуамцы были бы рады избавиться от бойг, ведь они наносят ущерб экономике, убивая домашних животных и устраивая на ЛЭП короткие замыкания, которые приводят к регулярным масштабным блэкаутам. Кроме того, змеи могут быть опасны для детей.

Гуамский ворон (Corvus kubaryi) вымер на Гуаме после появления бойг, но сохранился на острове Рота. Численность вида не превышает 200 особей, поэтому Международный союз охраны природы присвоил ему статус находящегося на грани полного исчезновения (Critically Endangered, CR). На Роте воронам угрожает вырубка лесов, тайфуны и завезенные кошки. Если остров колонизируют змеи, вид может вымереть всего за несколько месяцев. Фото © Henry Fandel с фейсбук-страницы Mariana Crow Recovery Project

Последствия змеиной проблемы могут выйти далеко за пределы одного острова. Пока Гуам заселен огромной популяцией змей, он остается бомбой замедленного действия для других тихоокеанских островов, куда эти хищники пока не добрались, например для Окинавы и Гавайев. Учитывая, что остров — важный транспортный узел региона, вероятность дальнейшего расселения бойг на самолетах и кораблях очень высока. Особое беспокойство вызывает будущее природы соседних с Гуамом Северных Марианских островов — Роты, Сайпана, Тиниана и еще 11 более мелких. Здесь обитает несколько редких видов птиц, некоторые из которых водятся только здесь: например, очень красивая золотая белоглазка (Cleptornis marchei), а другие ранее населяли и Гуам — например, гуамский ворон (Corvus kubaryi). Уже сегодня их численность снижается из-за уничтожения среды обитания и завезенных хищников и конкурентов, а распространение змей станет для них смертным приговором. Отдельные случаи появления бойг отмечаются здесь регулярно, но местные экологические службы пока не дают им колонизировать острова, тщательно отслеживая и уничтожая вселенцев. Тем не менее без устранения источника «змеиной угрозы» на Гуаме колонизация бойгами Северных Марианских островов, а значит, и вымирание местных птиц — лишь вопрос времени (по мнению некоторых ученых, на отдельных островах популяции змей уже сформировались).

Одичавшие свиньи на Гуаме. Коричневые бойги, без сомнения, являются самой большой экологической проблемой Гуама — но далеко не единственной. Помимо змей, на остров случайно или намеренно завезли множество других инвазивных видов, включая свиней и оленей — филиппинских замбаров (Rusa marianna), которые уничтожают местные растения, — а также печально знаменитых жаб-ага (Rhinella marina). Кроме того, значительная часть лесов острова оказалась вырублена. Даже американские военные, которые одной рукой борются с бойгами, другой сводят самые ценные участки леса ради развития своих баз и проведения учений. Фото с сайта wildlife.org

Чтобы дать экосистеме Гуама шанс на восстановление и защитить природу других островов региона, местную популяцию бойг необходимо уничтожить или хотя бы существенно сократить ее численность. Основную роль в борьбе со змеями взяли на себя американские военные, ведь именно на территории их баз сохраняются крупнейшие лесные массивы острова. Есть несколько способов охоты на бойг — например, ловушки и поиск со специально обученными собаками. Однако военные предпочитают яды. Начиная с 2013 года над лесами острова регулярно разбрасывают с вертолетов тушки мышей, начиненные смертельным для бойг парацетамолом. План заключается в том, чтобы один за другим огораживать участки леса и очищать их от змей, а также завезенных свиней и оленей. Возможно, однажды свободные от бойг участки станут достаточно большими, чтобы птицы вернулись, а леса Гуама вновь наполнились их пением.


Источник: elementy.ru

25-07-2019 | Просмотров: 2697
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать