D I S C O V E R Y
 

Карликовый кашалот, или кашалот-пигмей (лат. Kogia breviceps)

 


Морские биологи измеряют длину карликового кашалота (Kogia breviceps), которого выбросило на мелководье у восточного побережья США. Фото с сайта seacoastsciencecenter.org, штат Массачусетс, США, 10 января 2022 года.

На фото морские биологи измеряют длину редкого морского зверя, которого выбросило на мелководье у восточного побережья США в январе прошлого года. Несмотря на тяжелое положение и многочисленные ссадины, кит энергично бил хвостом и не подпускал к себе людей, так что ученым пришлось держать безопасную дистанцию, пока с наступлением прилива случайный гость на пляже не снялся с мели и не уплыл обратно в море. Судя по результатам замеров, это был взрослый самец кашалота. Нет-нет, люди на берегу не были потомками библейского Голиафа. Просто кашалот был карликовым.

Несмотря на сходство названий, этот зверь — лишь отдаленная родня настоящего кашалота (Physeter macrocephalus): их объединяет только общее надсемейство, то есть друг другу они приходятся столь же близкой родней, как гиенам — мангусты. И внешняя разница тут не менее впечатляющая: если кашалот — гигантский зверь, масса которого достигает 40 тонн, то современные карликовые кашалоты, или когии, весят в сто раз меньше! Их два вида — собственно карликовый кашалот, или кашалот-пигмей (Kogia breviceps), что на главном фото, и малый карликовый кашалот, или кашалот-малютка (Kogia sima). Размером и формой тела они скорее напоминают дельфинов или морских свиней: у них относительно крупный спинной плавник и небольшая голова, хотя, как и у кашалота, имеется спермацетовый мешок.


Сравнение размеров кашалота (внизу), малого карликового кашалота (вверху слева) и карликового кашалота (вверху справа) с человеческим силуэтом. Рисунок © Frédérique Lucas с сайта whalescientists.com

В отличие от кашалотов, киты-малютки изучены достаточно плохо: они редко показываются на поверхности и ведут себя достаточно осторожно, не приближаясь к человеческим судам. С первого взгляда карликовых кашалотов можно даже спутать с акулой: окраска у них противотеневая (скрадывающая), с темно-серой или коричневой спиной и беловатым брюхом, морда слегка заостренная, а за глазами имеются «ложные жабры» — светлые полосы, похожие на жаберные щели настоящих акул. Не исключено, что все вместе эти признаки позволяют маленьким кашалотам мимикрировать под акул и избегать внимания хищников, ведь в отличие от других китов эти малыши, неспособные разгоняться до приличных скоростей и редко сбивающиеся в группы, — относительно легкая добыча.

Впрочем, карликовые кашалоты совсем не беспомощны, и где не срабатывает грубая сила, в ход пускаются уловки: почувствовав опасность, эти киты ведут себя подобно кальмарам и выпускают в воду «дымовую завесу». Любопытно, что и головоногие моллюски, и кашалоты хранят «боеприпасы» в прямой кишке, но если «чернила» кальмаров — это сложная смесь органических пигментов, которая в свое время использовалась в качестве основы для настоящей туши, то в кишечнике кашалота содержатся исключительно отходы его жизнедеятельности. Впрочем, «дымовая завеса» у него получается не менее эффективной: за один раз карликовый кашалот выбрасывает около 12 литров мутной красновато-коричневой жижи, которая дезориентирует хищника и дает киту время скрыться.

Хотя обычно за «дымлением» заставали карликовых кашалотов, снявший это видео дайвер убедился, что и обыкновенные кашалоты не стесняются использовать столь необычный способ для защиты от врагов

Карликовые кашалоты в основном ищут добычу на глубине до 300 метров, охотясь на кальмаров, рыбу и ракообразных, причем могут оставаться под водой достаточно долго — до 45 минут. Обычно их видят поодиночке или небольшими группами до шести особей, хотя и неизвестно, постоянные это стаи или же временные скопления, к примеру, вокруг фертильной самки. Всплывают киты медленно и при вдохе почти не выпускают брызг, так что обнаружить их среди волн — непростая задача; вдобавок, когда отдохнувший зверь уходит на глубину, он обычно не показывает хвост и как бы тонет в море, даже напоследок не выдавая себя ни единым плеском.

Сезон спаривания у карликовых кашалотов обычно приходится на весну–лето, и после 9–11 месяцев беременности самка рожает одного крупного детеныша, причем головой вперед, что необычно для китообразных. Для такой небольшой матери новорожденный китенок просто огромен: длиной около 1,2 метра и весом до 50 килограммов! Целый год он питается молоком матери, прежде чем станет самостоятельным и в возрасте 4–5 лет сможет сам обзавестись потомством. А живут эти малыши не так уж мало, до 23 лет, и детенышей за свою долгую жизнь приносят неоднократно.

Из-за скрытного образа жизни и малых размеров карликовые кашалоты меньше других пострадали от китобойного промысла: этих китов били не систематически, а скорее случайно, когда заставали их дрейфующими по поверхности (это обычный способ отдыха для этих животных). С другой стороны, точная оценка численности обоих видов когий до сих пор затруднена, и большую часть сведений о них ученые получают не из природных наблюдений, а исследуя туши мертвых животных, которые время от времени находят на берегах по всему миру.


Этому самцу (это та же особь, что и на заглавном фото) повезло: несмотря на травмы, он уплыл самостоятельно. В большинстве других случаев, увы, в руки специалистов попадают уже мертвые животные. Фото с сайта bostonglobe.com

Как и все небольшие киты, кашалоты-малыши могут становиться жертвами рыболовных сетей, а у некоторых выброшенных на берег животных в желудках обнаружили пластиковый мусор, так что загрязнение океана тоже может играть роль в их выживании. К сожалению, когии не переносят неволи (ни один кит, попавший в руки человека, не прожил дольше 21 месяца), так что разведение их в океанариумах пока что невозможно.


Этого детеныша карликового кашалота нашли на одном из пляжей Калифорнии летом 2017 года. К сожалению, кормление молочной смесью не помогло этому малышу выжить. Он погиб спустя месяц содержания в неволе. Фото © Nelvin C. Cepeda с сайта latimes.com

Остается надеяться, что широкий ареал, захватывающий даже южные берега России (в 2017 году самку с детенышем, застрявших на мелководье, спасли на Кунашире), и привязанность к глубоким водам уберегут этих животных от излишнего влияния человеческой деятельности, и они продолжат тихо и незаметно заселять воды Мирового океана.



19-02-2023 | Просмотров: 289
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать