D I S C O V E R Y
 

Кузнечиковый хомячок Мирнса (лат. Onychomys arenicola)

 


Кузнечиковый хомячок Мирнса (Onychomys arenicola)Фото из статьи A. H. Rowe, M. P. Rowe, 2015. Predatory grasshopper mice; штат Нью-Мексико, США.

Обычно при слове «хомячок» нам представляется пушистый и вполне безобидный зверек. Однако взгляните на фото — один из этих «безобидных» грызунов смачно пожирает ядовитого скорпиона Centruroides vittatus, удерживая добычу цепкими передними лапами. Это — кузнечиковый хомячок Мирнса (Onychomys arenicola), представитель рода кузнечиковых, или скорпионовых, хомячков (Onychomys), включающего три вида грызунов, обитающих в пустынях и прериях запада Северной Америки. Эти зверьки мало того что отличаются повышенной агрессивностью (что, впрочем, для хомяков не редкость, вспомните обыкновенного хомяка из этого видео), так еще и развили весьма своеобразные привычки: кормятся они почти исключительно животной пищей, бесстрашно нападая даже на скорпионов, по скорости реакции не уступят знаменитому Рикки-Тикки-Тави, а при выходе из норы в течение пары секунд издают высокочастотный писк, несколько напоминающий волчий вой.

Победив скорпиона в схватке, кузнечиковый хомячок начинает выть, обозначая свои владения. Скорпион светится, потому что на него направили ультрафиолетовый фонарик.

Весят эти зверьки около 50 граммов (то есть не больше отборного яйца), имеют непривычно длинный хвост и внешне больше напоминают мышь, чем хомячка. По-английски их так и называют: grasshopper mice — «кузнечиковые мыши»; а название рода Onychomys просиходит от греческих слов ὄνυξ ‘ноготь’ и μῦς ‘мышь’. Но если обычные мыши в основном кормятся семенами и зелеными частями растений, то в рационе кузнечикового хомячка растительная пища занимает лишь малую часть, тогда как всё остальное — это насекомые, паукообразные и различные позвоночные, от мелких лягушек и ящериц до других грызунов. Стоит отметить, что евразийские хомячки иногда тоже не прочь закусить животной пищей, но доля растительных кормов в их рационе всё-таки выше.

Обычная ночь самки кузнечикового хомячка в пустыне Сонора: доедание трупа мешотчатого прыгуна, схватка со скорпионом и сражение с ядовитой сколопендрой. С 1:39 можно услышать «вой» кузнечикового хомячка, которым он обозначает свою территорию и отпугивает конкурентов

В экспериментах с парным ссаживанием кузнечикового хомячка и других грызунов в живых всегда оставался кузнечиковый хомячок (прямо как в фильмах «Горец»), причем он оказался способен убить даже самца щетинистого хлопкового хомяка (Sigmodon hispidus), масса которого превосходила его собственную в три раза! Размер добычи вообще не имеет для хомячка значения: он нападает на жертв намного крупнее себя, таких как крысы и змеи. Не обращает он внимания ни на токсичность, одинаково охотно атакуя высокотоксичных древесных скорпионов рода Centruroides и домовых сверчков, ни на запах: даже нанесенные на добычу неприятно пахнущие вещества, отпугнувшие бы любого другого грызуна, не останавливали атаку кузнечикового хомячка, заметившего впереди потенциальную пищу!


Южный кузнечиковый хомячок (Onychomys torridus) ест скорпиона. Фото © Ashlee and Matthew Rowe с сайта livescience.com

И, скажем откровенно, для подобного безрассудства у кузнечикового хомячка есть все основания. Во-первых, он — житель пустынь: ресурсы там крайне ограничены, так что, если не проявить настойчивость, жертва может скрыться, оставив охотника без обеда. Во-вторых, кузнечиковые хомячки физиологически адаптированы к охоте на беспозвоночных, что включает не только особый «фундальный мешочек» в желудке, защищающий пищеварительные железы от давления твердого хитина, но и специализацию органов чувств (например, кузнечиковые хомячки точнее, чем другие грызуны, определяют местоположение объекта на слух) и нервной системы. В частности, необходимость охотиться на токсичных беспозвоночных привела к выработке у кузнечиковых хомячков устойчивости к токсинам и нивелированию болевых ощущений. Изучив особенности нервной системы хомячков, ученые выяснили, что, в отличие от других грызунов и человека, в теле кузнечикового хомячка яд скорпиона приводит не к распространению болевого сигнала, а к его блокировке, то есть сам яд выступает в качестве болеутоляющего!

Схватка кузнечикового хомячка со скорпионом в реальном времени и при замедленной съемке (с 0:15): обратите внимание, что, хотя скорпион наносит удары жалом, хомячок не прекращает атаку, при этом делает это вслепую, закрыв глаза!

Неудивительно, что эти грызуны так яростно атакуют любую предложенную добычу: сама природа позаботилась о том, чтобы кузнечиковые хомячки не испытывали боли и могли продолжать кусать скорпиона, пока членистоногое не будет повержено! Но при этом, как показало еще одно исследование, хотя яд скорпиона безвреден и для молодых, и для взрослых животных, по мере роста и накопления опыта хомячки оставляют скорпионам всё меньше возможностей себя атаковать. Неопытные хомячки — кстати, начинают они охотиться с 22-дневного возраста — атакуют скорпионов, пытаясь схватить и нанести серию смертельных укусов в голову (так же, как если бы они охотились на сверчков), а вот те, что уже сталкивались с ядовитым жалом, в первую очередь начинают метить именно в него, стремясь отгрызть главное оружие врага прежде, чем он пустит его в ход.


На этом рисунке 1918 года северный кузнечиковый хомячок (Onychomys leucogaster) ест пойманное насекомое. Рисунок © Louis Agassiz Fuertes с сайта commons.wikimedia.org

Ну и, наконец, последний пункт — тот самый знаменитый «вой», благодаря которому кузнечиковые хомячки получили прозвище «мышей-оборотней» (werewolf mice). На самом деле зловещего в этом звуке не больше, чем в волчьем вое: это лишь способ общения с сородичами. Дело в том, что, будучи одними из высших хищников в экосистеме с крайне скудными пищевыми ресурсами, кузнечиковые хомячки не слишком дружелюбны по отношению друг к другу и занимают значительные участки, которые агрессивно охраняют от других хомячков. Вой — это способ предупредить всех чужаков, что территория занята, а ее хозяин или хозяйка не потерпят рядом нахлебников, и если нарушитель границ вовремя не уберется прочь, то драки не избежать.


Хотя «вой» хомячка нельзя назвать воем в строгом понимании этого слова, высокочастотный писк слышно на сотню метров! Фото с сайта wired.com

Что поделать: суровые времена — суровые нравы. Судя по ископаемым данным, изначально кузнечиковые хомячки, появившиеся в конце миоцена, сформировались как всеядные грызуны, похожие в этом отношении на других хомячков. Тем не менее уже к плейстоцену характер их зубной системы заметно изменился, приняв современный «насекомоядный» облик (коренные зубы кузнечиковых хомячков больше напоминают таковые у летучих мышей, питающихся насекомыми). Возможно, этот сдвиг произошел из-за ухудшения условий жизни: в позднем миоцене в Северной Америке началось опустынивание, способствовавшее переходу части грызунов от всеядного образа жизни к хищническому.



06-04-2022 | Просмотров: 740
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать