D I S C O V E R Y
 

СПОРТСМЕНЫ УЧАТСЯ ДВИЖЕНИЯМ У ЖИВОТНЫХ

 


...В середине прошлого века бегать, а тем более соревноваться на публике считалось зазорным. Иное дело конные скачки - они были очень популярны, трибуны ипподромов ломились от зрителей. И организаторы состоявшихся в 1875 г. в Париже состязаний бегунов пошли на забавную хитрость - атлеты стартовали на ипподромном круге, взяв себе в качестве псевдонимов лошадиные клички: Ветер, Гнедой, Ухарь. Публика награждала победителей бурными аплодисментами, а наутро газеты поместили красочные отчеты о захватывающем зрелище, выразив сожаление, что имена героев неизвестны. С тех пор легкоатлеты не прячутся за спины благородных животных, а с гордостью выступают под собственными именами.

НА ТРЕНИРОВКУ В ЗООПАРК

Легкая атлетика быстро обрела права гражданства, и бегуны устремились на штурм рекордов - личных, европейских, мировых. Были узаконены различные дистанции - от 100 м до 10 км, всевозможные кроссы и вдобавок марафон. Оказалось, что атлеты бегут тем медленнее, чем длиннее дистанция, следовательно, наивысшую для человека скорость развивают бегуны на стометровке; в 1885 г. она достигла 32 км/ч.

С появлением этого ориентира людям захотелось знать, как они выглядят в сравнении со своими "братьями меньшими". Скорость бега "братьев" была измерена. И выяснилось, что афоризм "человек - венец природы" не относится к быстроте его передвижения: даже медлительные слоны способны бежать быстрее (40-42 км/ч), не говоря уже о газелях (96 км/ч) и гепардах (120 км/ч). Это открытие отнюдь не обескуражило, а, напротив, окрылило человека: коль есть секреты скорости, их можно открыть. А первым к этим тайникам обратился американский спринтер Ч. Шерилл. До 1887 г. все бегуны стояли на старте в полный рост, ожидая команды начать бег. Так поступал и Шерилл. Но однажды, гуляя в зоопарке, он обратил внимание на то, что кенгуру (животное, славящееся прыжками на 12 метров и скростью свыше 70 км/ч) перед началом движения пригибается к земле. Наблюдательный атлет поделился замеченным со своим тренером. И на первом же соревновании Шерилл принял низкий старт. Зрители смеялись, судья задержал бег, полагая, что атлет просто не готов стартовать. Но спринтер настоял на своем и, начав бег из необычного положения, выиграл дистанцию.

Это теперь мы понимаем, что мышцы бедер и спины, сжатые, как пружина в позе кенгуру, распрямляясь, дают атлету мощный стартовый импульс, позволяют выиграть у соперников мгновение, которое на финише приносит победу. Но в конце прошлого века низкий старт долго не принимали, и лишь триумфальное выступление американца Т. Берка - единственного, кто стартовал "на корточках", и, скорее всего, поэтому ставшего победителем первой Олимпиады современности (1896 г.) на всех коротких дистанциях, - убедило в пользе стартовой позы, которая после этого стала канонической.

Подъем спортивных результатов на следующую ступень связан с выяснением двух различных механизмов, от которых зависит скорость бега у самых быстрых животных. Преимущество гепарда, тигра, зайца - в гибком позвоночнике, распрямляющемся пружиной при каждом прыжке, дополняющем силу ног силой мощнейших спинных мышц. У антилопы же, газели, джейрана, сайгака позвоночник сравнительно мало подвижен, а высокая скорость их бега связана с особым устройством ног. Кости голеней у них тонкие, легкие, мышц здесь очень мало. Зато их бедра массивные; именно бедренные мышцы служат мощным движителем. И вот что еще важно: животные из обеих этих как будто полярных групп едва касаются земли кончиками пальцев и копыт. Поэтому они и не теряют скорости, почти не гасят ее при соприкосновении с грунтом.


Источник: Химия и жизнь

06-01-2009 | Просмотров: 10643
 
Тэги: Спорт
Комментарии Комментировать
 
Комментировать