«Рыцарский» турнир в Индонезии
В феврале— марте, через несколько дней после полнолуния, море у индонезийского острова Сумба будто вскипает и начинает светиться. Такой эффект вызывают всплывающие к поверхности черви-полихеты из рода Eunice, называемые здесь «ньяла». Дождавшись этого момента, местные жрецы выходят на рассвете в море, чтобы по количеству и внешнему виду червей сделать предсказания о будущем урожае.
Потом начинается другое действо: на берегу появляются мужчины в одеждах из традиционных цветных тканей — икат. Они седлают лошадей и, разделившись на две группы, на полном скаку бросают друг в друга деревянные копья. Так на Сумбе происходит турнир пасола — один из самых кровавых ритуалов, дошедших до наших дней.
Фото Kayis Fathin / Alamy
Его название в одном из языков индонезийской группы восходит к слову sola (или hola), которое означает «деревянное копье». Были времена, когда участники турнира кидали только острые орудия, вследствие чего многие получали тяжелые ранения и погибали. Теперь им разрешено использовать лишь тупоконечные копья. Но, несмотря на ограничения, пасола может быть жестокой. В 1998 году турнир закончился дракой, в которой участвовали несколько тысяч человек, 19 из них погибли.
Как же возник этот кровавый турнир? Его изначальное происхождение окутано тайной. Для местных жителей, поклоняющихся особому духу — марапу, пролитая на турнире кровь имеет первостепенное значение, без нее марапу не даст хорошего урожая. Немногочисленные же западные исследователи склонны видеть в пасоле отзвук жестоких конфликтов, существовавших некогда между княжествами Сумбы.