Гренландия, ледовый щит. В периоды таяния ручейки могут сливаться в небольшие временные реки, исчезающие зимой / ©rWikimedia Commons
Через считаные недели после первого высокогорного дождя в истории наблюдений в Гренландии случился мощный снегопад: ее «задели» остатки циклона «Ларри». Вышедшая на днях научная работа показывает, что климат «зеленого острова» переходит в новую фазу, а недавно отступившие льды обнажили следы древних гренландских лесов. Не исключено, что их может ждать возрождение.
Гренландия — крупнейший остров мира, на нем же находится второй по площади ледник. Его площадь — 2,85 миллиона квадратных километров, средняя толщина — более полутора километров, а общая масса — свыше 2,5 квадриллиона тонн. Если он полностью растает, уровень Мирового океана поднимется на 7,2 метра. Это резко отличает гренландские льды от морских льдов Северного Ледовитого океана: если те растают, уровень моря практически не изменится. Поэтому неудивительно, что столько внимания ученых приковано именно к гренландскому ледниковому щиту.
Сейчас на остров обрушились ветры со средней скоростью 24 метра в секунду и порывами до 40 метров в секунду — они пришли с ураганом «Ларри», редким примером тропического циклона, достигшего столь северных широт. С собой ураган принес много осадков, и общее ожидаемое количество снега — до 1,2 метра. Исторически осадков в Гренландии было крайне мало: в холодных местах их вообще выпадает немного.
Это необычное для северных широт явление случилось всего через четыре недели после первого в истории наблюдений высокогорного дождя в истории Гренландии. Сами по себе дожди у морского берега там случаются регулярно, но расположенные дальше от берегов горы — намного холоднее, даже летом температура редко превышает ноль градусов. Поэтому августовский дождь продолжительностью в несколько часов на высоте в 3000 метров был крайне необычным событием.
Вышедшая на днях в журнале Nature Geoscience работа показывает, что как минимум западная часть гренландского ледникового щита вступила в принципиально новую фазу развития. Согласно исследованию, ранее в теплые периоды климата снега и льда на острове становилось все больше: теплеющий мировой климат означает больше осадков, а над Гренландией они идут в виде снега, который, выпав, со временем превращался в лед. Такое накопление льда происходило в средневековом климатическом оптимуме 950-1250 годов нашей эры.
Другая разновидность таяния гренландских льдов: пыль, принесенная ветрами с других континентов, покрывает местный лед, тот нагревается на солнце, локально протаивает, и образует промоину, куда небольшим водопадом сливается талая вода с окружающей поверхности / ©rWikimedia Commons
Затем наступил малый ледниковый период (начало примерно 1450 года), и накопление снега и льда затормозилось: холодный климат вел к сокращению осадков. С XVIII по конец XX века накопление снега и льда выросло на 40% — на планете постепенно теплело. Однако, как показывает работа, с конца XX века и до наших дней ситуация развернулась на 180 градусов: потери ледникового щита на таяние в океан и откалывающиеся от него айсберги стали превышать накопление нового снега и льда.
На возможное будущее острова могут указывать находки последних лет, сделанные на месте отступившего во время таяния льда. Там периодически обнаруживают останки древних деревьев и кустарников. Сегодня в Гренландии лесов нет, но еще тысячу лет назад что-то похожее на острове сохранялось, а в климатическом оптимуме голоцена островки лесов должны были быть еще больше. В то же время для мира в целом разворот эволюции гренландского ледового щита означает необходимость готовиться к строительству прибрежных дамб, как это уже начали делать Бангладеш, Мальдивы и целый ряд других стран.
Следует отметить,что значительную часть последних десяти тысяч лет назад в Гренландии летом было на три-пять градусов теплее, чем сегодня. Этот период часто называют голоценовым климатическим оптимумом, и теплее тогда было по всему миру (на месте современной российской тундры была тайга). Однако сегодня человеческие сообщества располагают свои прибрежные города у нового морского берега, а не того, каким он был четыре-девять тысяч лет назад. И возврат температур в Гренландии к значениям голоценового климатического оптимума не обойдется без усиления защиты берегов искусственными сооружениями.