D I S C O V E R Y
 

ОХОТНИЧИЙ АРСЕНАЛ ПАУКОВ

 

В нашем сознании слова "паук" и "паутина" неразлучны. И вправду, для множества пауков охота прямо-таки немыслима без ловчей сети. Сеть-воронка, сеть-трубка, сеть-сачок... Но далеко не все пауки пользуются на охоте шелковой снастью.
 

Xysticus cristatus - spider female Семейка пауков-бокоходов

Яркие венчики цветов на опушке леса или на лугу, с человеческой точки зрения, это прекрасное зрелище. На взгляд пчел и бабочек, это стол, уставленный лакомствами - пыльцой и нектаром. А по мнению пауков-бокоходов, головки цветов - неплохое жилье и в то же время охотничье угодье. Сидящему на цветке пауку заранее не угадать, с какой стороны появиться добыча. Разворачиваться, когда она уже рядом, нельзя: спугнешь. Бокоходы (Xysticus sp.) лихо покончили с таким затруднением - они одинаково хорошо двигаются вперед и назад, вправо и влево. Вот на цветок беспечно присела муха. Бросок! Она схвачена и парализована ядовитым укусом. Затем, как и прочие пауки, бокоходы впрыскивают в муху свои пищеварительные соки. В собственной оболочке, но чужими ферментами добыча переваривается, и паук всасывает полужидкое содержимое. Опустевшее, но целое снаружи тело насекомого остается на цветке.

По неписаному охотничьему закону добыча не должна заметить охотника раньше, чем он ее. Поэтому пауки обычно прячутся в цветке. Но даже открыто сидящих бокоходов нелегко заметить: маскирует окраска. Некоторые бокоходы, например широко распространенные в Европе и Северной Америке мезумены, даже меняют цвет в зависимости от фона, на котором сидят. Правда, на брюшке самок часто бывают демаскирующие красные пятна. Однако же, когда самок сфотографировали в ультрафиолетовых лучах, на снимках пятен видно не было, да и сами паучихи различались с превеликим трудом. Значит, мезумены закамуфлированы в не видимой для нас, но главной для насекомых ультрафиолетовой части спектра. Но зачем тогда нужны эти красные пятна? Наверное, для того, чтобы уведомить зверей и птиц, чье зрение близко к нашему, о несъедобности самих пауков.

Некоторые бокоходы по форме и буровато-белой окраске почти неотличимы от капельки птичьих экскрементов. Внешнее сходство дополняется соответствующим запахом. Мухи обычно не в силах устоять перед такой приманкой. Излишняя доверчивость стоит им жизни.
 

А паукам-скакунам (Salticidae), промышляющим на деревьях, очки ни к чему: их восемь глаз обеспечивают широкий взгляд на мир.

Бокоходы близоруки; муху, например, они могут разглядеть лишь с трех сантиметров и то, вероятно, в общих чертах. А паукам-скакунам  (Salticidae), промышляющим на деревьях, очки ни к чему: их восемь глаз обеспечивают широкий взгляд на мир. Вся эта система действует как оптическая локационная станция. Вот задние глаза на расстоянии 20-25 сантиметров засекли какое-то движение. Скакун мгновенно поворачивается, и неопознанный летящий объект попадает в поле зрения главных - передних глаз. Специальные мышцы поворачивают их вслед за движущимся объектом. С восьми сантиметров паук различает его во всех деталях, в объеме и даже цвете. Анализирует на предмет съедобности.

Расстояние сокращается вдвое, и глазастый охотник... Сами понимаете, при таких глазах промахи почти исключены. Прыжок скакунов достоин восхищения: некоторые пролетают в воздухе расстояние, вдесятеро превышающее длину тела! За такой прыжок нужно хвалить не мышцы (их на ногах практически нет), а гидравлический привод - в доли секунды давление паучьей крови поднимается на пол-атмосферы. Кровь закачивается в конечности, которые с силой распрямляются и толкают паука вперед и вверх. Толчковых ног две - четвертая, самая задняя пара. Конечно, при таких прыжках возможны сюрпризы во время приземления. Поэтому скакун, словно цирковой гимнаст, тянет за собой страховочную нить и вместе с жертвой повисает на ней.


Этапы сооружения ловчей сети
Этапы сооружения ловчей сети
 

Wolf Spiders

А вот пауки-волки. Их, как и скакунов, кормят ноги. Большинство из них пристанища не имеют - ведут странствующий образ жизни, пробавляясь случайной добычей. Их не страшат превратности судьбы: некоторые могут прожить без еды 200-270 дней! Для многих пауков-бродяг паутина - лишь упаковочный материал. Парализованную жертву они обматывают несколькими витками, перетаскивают в укромное место и, подвесив к листу, съедают. Если трапеза чем-то прервана и паук вынужден ретироваться, подвешенную добычу ему потом будет несложно найти.

 

широко расставив ноги, бегает по поверхностной пленке воды паук - каемчатый охотник (Dolomedes fimbriatus)

Для успешного промысла паукам-волкам вовсе не обязательно иметь под собой твердую почву. Например, широко расставив ноги, бегает по поверхностной пленке воды паук - каемчатый охотник  (Dolomedes fimbriatus). Соблазнившись головастиком или рыбьим мальком, он может и нырнуть, держась за стебелек.
 

На берегу и на водных растениях можно встретить паука с романтическим именем Pirata. Его добыча - разная мелочь, вьющаяся у воды, упавшая в воду или всплывающая к поверхности. Еда обнаруживается зрительно и вибрационно - по производимым ею колебаниям. Пользование сразу двумя информационными каналами дает пауку преимущества перед живущими здесь же хищными клопами-водомерками, которые ловят добычу, полагаясь либо на зрение, либо только на обоняние.
 

Тарантулы по ночам покидают свои мрачные логовища и охотятся на поверхности.

Пауки охотятся всюду - на воде и под водой, над землей и под землей. И хотя их ноги мало приспособлены для землеройных работ, они выкапывают норки, иногда довольно глубокие. Сидя у входа, они хватают проползающих мимо жуков, муравьев... Печальна и судьба тех, кто из любопытства заползет в норку. Для повышения эффективности охоты пауки некоторых видов натягивают вблизи норки сигнальные нити, сходящиеся в ногах охотника. Есть пауки, закрывающие вход шелковой дверцей с петлей. Для ловли добычи она слегка приоткрыта, а от врага (например, от хищной осы) захлопывается. Для особо подозрительных посетителей дверца маскируется песчинками или стебельками трав. Однако не у всех пауков хватает терпения ждать подарка под землей. Поэтому они по ночам покидают свои мрачные логовища и охотятся на поверхности. Так, например, поступает знаменитый тарантул.
 

СЦИТОДЕС ТОРАЦИКА

"А мне на добычу наплевать" - так мог бы начать рассказ о своей охоте паук сцитодес. Охотится он ночью. Обнаружив потенциальную еду, паук с расстояния в один-два сантиметра обрызгивает жертву клейким секретом. Залп молниеносен - доли секунды. При необходимости стрельба повторяется. Киносъемка показала, что скорость летящего клея 6-9 м/сек. На воздухе жидкость застывает в виде нитей, как бы пришивая жертву к тому, на чем она сидит. В составе клея есть и яд, парализующий добычу. Ну а потом паук подбегает к неподвижной, заплеванной с ног до головы мухе.
 

Mastophora gasteracanthoides Female (Araneae, Araneidae)

Весьма оригинально охотничье снаряжение пауков рода Mastophora. Их оружие похоже на ковбойское лассо. Узнав о приближении добычи, они вовсю размахивают длинной нитью с клейким шариком на конце. Стоит шарику коснуться жертвы... Остальное, в сущности, дело обычное. Единственное неудобство такой охоты - долгое ожидание ужина: прилетит - не прилетит.

А вот в Колумбии живут мастофоры, которые не полагаются на волю слепого случая. Недавно биолог Уильям Эберхард пять месяцев наблюдал по ночам за их поведением. Сделанный им вывод поразителен: пауки, очевидно, вырабатывают и используют половой аттрактант жертв.

Охота разыгрывается по несложному сценарию. Паук сидит на горизонтальной нити, держа в лапке ловчую снасть. Брюшко направлено по ветру. А против ветра летят самцы бабочек-совок. Летят они, вытянув усики, на химический зов любви. Вблизи паука они описывают в воздухе суживающиеся дуги. Однако вопреки обычаю, на ветке ждет отнюдь не крылатая невеста. Услышав по трепетанию крыльев, что добыча рядом, паук энергично размахивает лассо. Четыре из десяти таких атак завершаются успешно. Солидная часть бабочек, своевременно обнаружив подлог, улетает: в среднем за ночь паук ловит всего двух совок. Но они куда крупнее его самого, и их вполне хватает для сытого существования.

Совки, действительно, широко пользуются летучими веществами и обонянием для улаживания своих семейных дел. Половой феромон одной из привлекаемых пауком бабочек-совок выделен в 1967 году. Это цис-9-тетра-децен-1-ол-ацетат. Судя по всему, пауку он был известен намного раньше.
 

Паук Callilepis nocturna затаивается у входа в муравейник

Немало пауков питаются муравьями. Правда, эти насекомые не из робких и при случае могут постоять за себя. Поэтому у пауков-муравьедов в ходу богатый арсенал охотничьих хитростей. Одни, например, повисают на паутинке над муравьиной тропкой, хватают зазевавшихся, подтягивают вверх и здесь высасывают. Другие у входа в муравьиное жилище строят рыхлое убежище из песка. Оно делает пауков незаметными и позволяет нападать внезапно. Паук Callilepis nocturna затаивается у входа в муравейник. Появившегося муравья он быстро кусает всегда в одно и то же место - у основания усиков, где покровы самые тонкие. Уносить жертву не спешит - уходит порожняком. Обычно укушенный муравей успевает выделить в воздух феромон тревоги. На помощь прибегают его товарищи. Вся компания становится жертвой паука, который вскоре возвращается к парализованной добыче.
 

Uloborus, Паук улоборус, бывает, питается мелочью

Пауки - прирожденные охотники. Тем удивительнее среди этого отважного племени встретить таких, кто добычу не подстерегает, не догоняет, а живет тем не менее припеваючи. Это мелкие паучки. Они селятся вблизи сетей пауков более крупных видов или прямо в самих сетях и перехватывают чужую добычу. Паук-хозяин, как правило, держит запас на черный день - завернутых в паутину насекомых. Нахлебники отвязывают эти припасы, уносят и съедают. Паук улоборус, бывает, питается мелочью, которой пренебрегают хозяева паутины. А пауки двух близких видов (аргиродесы), живя в одной хозяйской сети, отличаются, пожалуй, лишь тем, что один активен днем, а другой - ночью. Трогательная забота нахлебников об уменьшении конкуренции друг с другом и более полном обворовывании хозяина!
 

 

В тропиках есть пауки, похищающие добычу из ловушек насекомоядных растений. Паук герпиллюс (Herpillus blackwalli) не прочь поживиться даже за счет науки. В природе он питается умирающими и вовсе мертвыми насекомыми, находя их по запаху. Заметили, что он находит бабочек, собранных для музейных коллекций, и на вкус считает их вполне подходящими.

Пользуясь стандартным набором - восемь ног, пара челюстей, паутинные и ядовитые железы - пауки миллионы лет совершенствовали способы охоты. Сейчас, уважаемый читатель, когда вы заканчиваете чтение статьи, легионы пауков выходят на промысел. Пожелаем им удачи - пауки истребляют множество всяческой нечисти.
 

С. Воловник

Источник: Химия и Жизнь №10, 1980 г.

28-04-2009 | Просмотров: 10906
 
Комментарии Комментировать
 
galinakonstantin 13-05-2009 15:05
vse statii na sayte stoiat vnimania, a statii pro koshek osobenno,esli ih sravnivati s paukami,koshku namnogo priatney derjati na rukah,4em etih prtivnih tvarey :)
salvador 12-05-2009 22:05
вот это по-взрослому! интересный материал не то что всякие кошечки-мурочки
Комментировать