D I S C O V E R Y
 

Магические жезлы

 


Фото © Amy Calvert с сайта egiptomaniacos.foroactivo.com.

В той части экспозиции Каирского египетского музея, где вы не встретите ни единой пояснительной этикетки, можно заметить «свалку» необычных предметов в форме бумерангов, на которых изображены весьма странные существа, вроде лягушки с ножом или круга на ножках. Проведя тщательное интернет-расследование, удается выяснить, что это так называемые магические жезлы, или родовые бивни. Оригинальное их название до нас не дошло. Сделаны они из продольного среза клыка гиппопотама и тщательно отполированы.


Череп бегемота с внушительными нижними клыками. Фото с сайта ru.wikipedia.org

Эти жезлы представляли собой амулет против злых сил, которые могли угрожать роженице и новорожденному. Для древних египтян не существовало разделения между религией, магией и медициной. Они использовали для лечения или предотвращения болезней как медицинские методы, так и магические амулеты и заклинания. Изображенные на магических жезлах опасные существа после чтения заклинания волшебным образом обращали свои агрессивные инстинкты против тех, кто причинит зло матери и ребенку.

Такие предметы и их фрагменты были найдены на территории Египта, Нубии и Сирии, всего их на данный момент известно около 240. Они датируются периодом Среднего царства и хранятся во многих музеях мира, причем в лучших условиях, чем в стране происхождения. Увидеть один такой можно, к примеру, в экспозиции Пушкинского музея в Москве.


Магический жезл в Пушкинском музее, Среднее царство, XII династия, XX–XIX века до н. э. Фото Юлии Михневич, июнь 2023 года

Один конец жезла заостренный, другой — тупой, поэтому иногда их также называют магическими ножами. На тупом конце часто изображали голову льва (в литературе ее также называют головой пантеры), на остром — голову шакала с длинными рельефными ушами.


Слева — деревянная голова шакала, украшающая острый конец жезла из Каирского египесткого музея. Среднее царство, XII династия. Фото с сайта egypteverafter.com. Справа — сохранившийся фрагмент жезла с наконечником в виде головы шакала из коллекции Британского музея. Фото с сайта britishmuseum.org

Магические жезлы использовались в повседневной жизни людей, на что указывают явные следы износа. Возможно, жезлом рисовали защитный круг на полу вокруг кровати (напомню, что пол в жилищах простых египтян был земляной), одновременно читая заклинания, либо носили на шее — на некоторых жезлах есть прорези, а на одном даже сохранился шнурок.


Магический жезл с подвесом для шеи, Каирский египетский музей. Это довольно ранний жезл, так как имеет лишь голову шакала на остром конце и больше никаких других изображений. Фото из статьи F. Vink, 2016. The Principles of Apotropaic Magic on Middle Kingdom Wands

Жезлы также помещались в гробницу, чтобы защищать обладателя его и в загробной жизни. После падения Древнего царства, в Первый переходный период, Египет распался на отдельные округа — номы, — самым могущественным из которых был ном со столицей в Фивах. Его правители впоследствии объединили Верхний и Нижний Египет, ознаменовав начало Среднего царства. Культовым богом в Фивах был Осирис, бог загробного мира и возрождения. В этот период началось возрождение культуры и религии. Магические жезлы стали фактически переходным звеном между текстами на саркофагах и Книгой Мертвых времен Нового царства.

Фивы были крупным торговым центром, расположенным в центре Среднего Египта. Торговые пути пролегали через пустыню. Поэтому росла популярность рассказов о фантастических существах, пришедших оттуда. Пустыня символизировала хаос, угрожающий порядку долины Нила. Фантастические звери олицетворяли эту опасность, но также и волшебные силы. Поэтому их изображали на магических жезлах.

Одной из наиболее распространенных фигур была беременная самка бегемота. Как можно подумать, это богиня Таурт, покровительница беременных и рожениц. Ее культ как раз зародился в Фивах. Однако в период Среднего царства она была известна как Ипет, она почиталась либо матерью бога солнца, либо кормилицей новорожденного бога, которая не только кормит, но и отгоняет враждебных существ. Тот факт, что магические жезлы сделаны из клыка бегемота, еще раз указывает на важность этой богини. Она считалась одновременно и очень опасной (и сейчас от нападений бегемотов погибает по несколько сотен людей в год), и обладающей мощной защитной силой (так как самки гиппопотамов яростно защищают своих детенышей). Также на многих жезлах изображали обнаженного кривоногого карлика с гривой и хвостом льва — это божество по имени Бес, знакомое нам со школьной скамьи (помню, как рисовала «карлика Беса» для урока истории). Он считался защитником дома, женщин и новорожденных.


Магический жезл из коллекции Метрополитен-музея Нью-Йорка. Между львом и шакалом расположились солнечный диск на ножках, Бес, бегемотиха Ипет с крокодилом на спине (чаще изображали лишь его хвост), кошачье божество, гриф, шакал, павиан. Среднее царство, XII–XIII династия, 1981–1640 гг. до н. э. Фото с сайта metmuseum.org

Хорошо заметная на жезле с главного фото лягушка — это богиня Хекат, которая ассоциировалась с плодородием и деторождением. Согласно легенде, она была повивальной бабкой, помогающей ежедневному рождению солнца. Гриф — богиня Нехбет, защитница фараона и его детей. Кот, заметный в центре нижнего жезла с главного фото, может быть богом солнца Ра, который в образе кота ежедневно побеждает змея Апопа, олицетворяющего хаос.


Магический жезл с изображениями льва, шакала, солнечного диска на ножках, Беса, кота, змеи, грифона, крокодила, человеческих голов. Фото из каталога Каирского музея M. G. Daressy, 1903. Catalogue general des antiquites egyptiennes du Musee du Caire. №9401–9449. Texes et desssins magiques

Вырезали также других животных: львов, павианов (бог Луны Тот), черепах, змей (часто они изображены вылезающими изо рта божества, например Ипет), крокодилов. А также мифических грифонов, кинокефалов, сфинксов, существ с двумя головами. Были на жезлах и надписи, например обозначающие «защиту днем» и «защиту ночью», а также более длинные заклинания.


Жезл из коллекции Метрополитен-музея. На лицевой стороне изображены божества-защитники Хекет, Нехбет, Ипет, Тот. На оборотной — длинная надпись, которая гласит: «Чтение многими защитниками: Мы пришли, чтобы распространить нашу защиту на здорового ребенка Минхотепа, живого, крепкого и здорового, рожденного от знатной женщины Ситсобек, живой, крепкой и здоровой». Фото с сайта metmuseum.org, Среднее царство, XII династия, 1981–1802 гг. до н. э.

Божества-покровители часто держат в руках ножи — они нужны для отпугивания злых сил и показывают, что любого обидчика немедленно лишат головы (иногда эти головы тоже изображены). Также процессию опасных существ окружают горизонтальные линии. Их считают пограничными линиями между миром людей и миром сверхъестественного, которые они призваны удержать существ от полного проявления и причинения непреднамеренного вреда тем, кого призваны защитить.


На этом жезле из коллекции Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета хорошо заметны обрамляющие процессию линии. Также интересно, что все существа изображены сидящими в корзинках, что может обозначать их божественную сущность (иероглиф «корзина» обозначает также владыку, бога). Фото с сайта penn.museum, Среднее царство, XII династия

Чаще всего изображения на магических жезлах вырезали, однако есть и примеры жезлов с рельефными изображениями. Один из таких жезлов не так давно приобрел Пушкинский музей благодаря пожертвованиям преданных любителей египетского искусства, однако в экспозиции он не выставлен, по крайней мере мне его найти не удалось.



20-06-2023 | Просмотров: 471
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать