D I S C O V E R Y
 

Экоархитектура: Норвежские дома поставят на рельсы

 

Передвижение зданий при перепланировке кварталов известно не одно десятилетие. Но то – редчайшие случаи, каждая такая операция по-своему неповторима. А вот концепция домиков, перемещающихся по улицам регулярно, словно кубики в игре, высказана впервые. По мнению авторов идеи, замысел этот не только интересен, но совершенно реален.

 

В июле 2010 года власти города Ондалснес (Åndalsnes) и Национальная ассоциация норвежских архитекторов (NAL) объявили конкурс идей по обновлению центра и набережной (Idékonkurranse om Åndalsnes sentrum og sjøfront) "с целью повышения привлекательности для жителей и гостей". В течение осени поступило 40 предложений, а 16 декабря стали известны победители.

Первые две работы были признаны равноценными и на пару заняли верхнюю ступеньку пьедестала, а авторские коллективы получили по 215 тысяч крон ($36 тыс.). Об этих проектах мы ещё скажем, а пока отметим, что вышли они какими-то уж слишком традиционными и незапоминающимися. Самое вкусное в конкурсе оказалось "на третье".


 

Куда спешит этот дом, из-за печки напоминающий паровозик, авторы концепции не говорят (иллюстрации Jägnefält Milton).

Куда спешит этот дом, из-за печки напоминающий паровозик, авторы концепции не говорят (иллюстрации Jägnefält Milton).



Третье место и 70 тысяч крон призовых ($11,7 тыс.) отвоевала у соперников стокгольмская архитектурная студия Jägnefält Milton. Конрад Милтон (Konrad Milton) и Карл Егнефельт (Carl Jägnefält) предложили концепцию "Меняющийся (подвижный) город" (Skiftende by).

Новаторы не стали перекраивать площади и кварталы, да и вообще оставили за рамками проекта большую часть подопечной территории. Вместо этого Конрад и Карл сосредоточили усилия на придании второй жизни ненужному железнодорожному тупику и прилегающих веток, подходящих местами к воде. Незачем разбирать рельсы, давайте пустим по ним подвижные дома, — решили Егнефельт и Милтон.

 

Авторы проекта полагают, что целая армия разновеликих домиков может разъезжать по городу и, может быть, окрестностям, создавая необходимые комбинации объектов в зависимости от сезона и ситуации (иллюстрации Jägnefält Milton).

Авторы проекта полагают, что целая армия разновеликих домиков может разъезжать по городу и, может быть, окрестностям, создавая необходимые комбинации объектов в зависимости от сезона и ситуации (иллюстрации Jägnefält Milton).



Архитекторы из Стокгольма предусмотрели в своей работе подвижные отель, общественную баню, концертный зал. И фантазия бронзовых призёров на этом не остановилась.

Хотите создать временную площадку для фестиваля, художественные павильоны, киоски, летние рестораны? Подгоняйте дома-кубики в нужное место и получайте желаемый результат. А как мероприятие закончилось — дома легко передвинуть в другую точку.

 

Часть таких сооружений может быть даже не оборудована собственными колёсами, — говорят творцы Skiftende by. Коль скоро рельсы, словно обнимающие часть города, сохранены, дополнительные "игровые кубики" можно переставлять вдоль путей при помощи подвижного крана.


 

В своём мастер-плане Конрад и Карл предусмотрели конечные и промежуточные остановки для ездящих домиков. А судя по рисунку в центре, в некоторых местах рельсы предложено протянуть за пределы берега (иллюстрации Jägnefält Milton).

В своём мастер-плане (Master plan, Åndalsnes) Конрад и Карл предусмотрели конечные и промежуточные остановки для ездящих домиков. А судя по рисунку в центре, в некоторых местах рельсы предложено протянуть за пределы берега (иллюстрации Jägnefält Milton).



В эскизах от Jägnefält Milton члены жюри разглядели "сюрреалистичную атмосферу Тарковского", которая, по словам устроителей соревнования, удивительно контрастировала с точными чертежами предлагаемых мобильных сооружений. Эта точность, впрочем, не означает, что Ондалснес завтра же начнёт наполняться подвижными "избушками".

А вот новые здания, прочно стоящие на земле, здесь давно мечтают построить. Ондалснес — маленькая община (около трёх тысяч жителей), но в пик сезона этот городок испытывает настоящий наплыв туристов.

Неудивительно, что основной фокус в работах архитекторов был смещён к этой теме. Бассейн и рынок, торговый центр, парковки и кемпинги, отели — такие составляющие развития города встречались во многих предложениях. Примерно в таком ключе оказались нарисованы и проекты-победители.


 

Так Ондалснес выглядит сейчас. Судя по проектам-лидерам, после обновления общий визуальный настрой нисколько не изменится. Просто городок станет удобнее (фото Bruker Halvard).

Так Ондалснес выглядит сейчас. Судя по проектам-лидерам, после обновления общий визуальный настрой нисколько не изменится. Просто городок станет удобнее (фото Bruker Halvard).



Одно из двух первых мест заняла заявка под девизом "Приходите в Ондалснес" (Kom til Åndalsnes) от Кристины Карлссон (Kristina Karlsson) из Хельсинки и Паулины Коскинен Тонбое (Pauliina Koskinen Tonboe) из Копенгагена.

Этот проект не отличается изыском в облике зданий. Его козырь — продуманное расположение новых объектов и их интеграция со старыми. Как оптимально устроить перемещение людей между автобусной станцией и набережной, где появятся новые дорожки для пеших прогулок, какие изменения следует сделать в планировке, чтобы повысить удобство "пользования" городом, как можно задействовать водное пространство — множество подобных вопросов находились в центре внимания Кристины и Паулины.


 

В перечне предложений двух дам значатся рыбный рынок на старой эстакаде, пристань для аренды каноэ, кафе, кемпинг, расширение причалов...

В перечне предложений двух дам значатся рыбный рынок на старой эстакаде, пристань для аренды каноэ, кафе, кемпинг, расширение причалов... "Приходите в Ондалснес" – вовсе не революция, а спокойное развитие того, что уже существует. Может, это и вправду лучший путь? (иллюстрации Kristina Karlsson, Pauliina Koskinen Tonboe)



Ещё один первый проект называется "Ландшафтный пояс" (Landskapsbeltet). Его прислала на конкурс компания JAJA Architects из Копенгагена. Этот план предусматривает строительство большого количества сравнительно небольших зданий вполне традиционной для Скандинавии архитектуры.

Как и в случае с Карлссон и Коскинен, заявка JAJA понравилась жюри прежде всего хорошей увязкой старых и новых элементов города в удобную сеть. Зелёный парк на месте ветвящейся железнодорожной линии, озеленение набережной, туристические и жилые кварталы, новые пешеходные и велосипедные дорожки — все ингредиенты расположились так, чтобы удачно дополнять друг друга.

 

По замыслу JAJA, всё должно быть устроено уютно, по-домашнему. Сама природа вокруг (горы, фьорды) – это главная ценность города, – рассудили архитекторы, а потому здания не должны заслонять её. Напротив, они должны подчёркивать её близость (иллюстрации JAJA Architects).

По замыслу JAJA, всё должно быть устроено уютно, по-домашнему. Сама природа вокруг (горы, фьорды) – это главная ценность города, – рассудили архитекторы, а потому здания не должны заслонять её. Напротив, они должны подчёркивать её близость (иллюстрации JAJA Architects).



 

Помимо прочего, команда JAJA придумала, как использовать старые промышленные здания в культурном амплуа, предложила обновить ряд старых домов в центре, расширить некоторые площади и сделать набережную настоящим магнитом – центром отдыха (иллюстрации JAJA Architects).

Помимо прочего, команда JAJA придумала, как использовать старые промышленные здания в культурном амплуа, предложила обновить ряд старых домов в центре, расширить некоторые площади и сделать набережную настоящим магнитом – центром отдыха (иллюстрации JAJA Architects).



Любопытно, что JAJA, как и компания Jägnefält Milton, решила задействовать ненужные железнодорожные пути. В части проекта, названной "Железнодорожный парк", старые вагоны превращены в передвижные выставки и площадки для выступления артистов.

Увы, до конца, то есть до кочующих домов, эту мысль студия не довела. Зато в целом именно проект "Ландшафтный пояс" жюри назвало одним из самых реальных в краткосрочной перспективе, в то время как домики-паровозики едва ли когда-нибудь увидят свет.

 

Здесь же бывшие вагоны в новом качестве оставлены в привычной обстановке (иллюстрация JAJA Architects).

Мы уже видели реальный офис в бывших вагонах метро, но те "извлекли" из привычной среды и вообще закинули на крышу. Здесь же бывшие вагоны в новом качестве оставлены в привычной обстановке (иллюстрация JAJA Architects).



Как будет выглядеть Ондалснес через несколько лет, сейчас никто не спрогнозирует. В своём отчёте (PDF-документ) жюри отметило, что много хороших идей прозвучало и в заявках, которые не выиграли призы. Так что при обновлении центра города власти, по-видимому, не станут прямолинейно воплощать какой-то один конкурсный проект, а возьмут самые привлекательные элементы из разных работ.


 

 



21-12-2010 | Просмотров: 10478
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать
Ещё по теме