Во время спаривания эти глубоководные рыбы сращивают свои ткани, обмениваясь не только спермой, но даже кровью и кожей. Больше на Земле таким паразитическим способом не спаривается никто.
Как мы знаем, иммунная система не позволяет проникать в организмы инородным телам. Тем удивительнее оказался процесс спаривания рыб удильщиков, которые буквально срастаются при этом друг с другом. И без негативных последствий. Оказалось, этот вид не имеет некоторых ключевых генов, участвующих в иммунном ответе организма.
У позвоночных иммунная система, в частности, Т-клетки, распознают инородные тела и дают команду атаковать их. При пересадке органов эти реакции могут привести к отторжению новых тканей. У рыб же удильщиков все иначе.
«Когда вы смотрите на этих рыб, вы думаете, как такое возможно?», — говорит иммунолог Томас Бём из Института иммунобиологии и эпигенетики Макса Планка во Фрайбурге (Германия). Людям бывает трудно найти донора органов из-за адаптивной иммунной системы, но этим животным подобное не грозит.
Бём и его коллеги выделили ДНК из 31 рыбы десяти глубоководных видов. У четырех видов самцы во время спаривания прикрепляются к самкам только временно. У остальных шести слияние носит постоянный характер, а к одной самке прилепляются сразу несколько самцов.
Два вида глубоководных морских рыб, в том числе Photocorynus spiniceps (на фото выше — крупная самка и мелкий самец в ней), не имеют генов, участвующих в выработке антител или иммунных клеток, которые идентифицируют чужеродные объекты в организме и убивают их. Со временем рыбы срастаются.
Бём говорит, что отсутствие антител жизненно необходимо самке, к которой постоянно прирощены несколько самцов. Рыбам трудно найти друг друга в темноте, и они просто никогда не расстаются.
«Если бы мне пришлось поставить диагноз этим рыбам, я бы сказал, что дело плохо и мы должны что-то сделать, потому что перед нами тяжелый комбинированный иммунодефицит, фатальный прогноз», — говорит Бём.
Результаты исследований показывают, что иммунная система существ может принимать различные формы, причем в пределах одной видовой группы. Возможно, хотя и маловероятно, что у рыб удильщиков есть адаптивная иммунная система, которая значительно отличается иммунной системы позвоночных. «У рыбы должен был появиться какой-то механизм, компенсирующий отсутствие адаптивного иммунитета», — говорит Бём.