Портвейном имеет право называться только вино, сделанное из винограда и произведенное в благословенной долине Дору. Всего 10 сортов красного винограда и 2 белого, произрастающего там, считаются «рекомендованными» для выделки великолепного напитка, еще несколько – разрешенными, а остальные – лишь допустимыми. Виноградная лоза растет на высоких каменистых террасах долины и корни ее надежно укрыты слоем колотого сланца, снабжая корни влагой, охраняя от жары в полдень и отдавая набранное за день тепло холодными ночами. Потому виноград здесь вызревает с совершенно уникальными характеристиками. Собирается он вручную, поскольку добраться к плантациям можно только пешком. Для самых знаменитых портвейнов виноград и по сей день давят ногами, считается, что только так косточки в ягодах остаются целыми и не портят букет.
Собранный виноград загружается в автоматические прессы, затем бродит в чанах, доводя до нужной кондиции будущую сладость вина – именно в этот момент виноградари решают, будет ли будущий портвейн сладким, полусладким, сухим или очень сухим и затем превращается собственно в портвейн. А происходит это тогда, когда в бродящую массу добавляют агуарденте, «огненную воду», иначе – бренди, которое прекращает процесс брожения. Агуарденте может быть сделано из груш, винограда или других плодов, но для портвейна используют только агуарденте, приготовленное из жмыха винограда, и тщательно следят за его качеством. Вино отделяют от мезги и разливают в специальные емкости и хранят в винодельных хозяйствах – кинтах. Здесь портвейну предстоит вылежаться до весны, когда на грузовиках, используемых сегодня вместо специальных барок, его доставят в Вила-Нова-ди-Гайя.
В городе первый результат урожая этого года отвозят эксперту, который оценивает густоту и цвет будущего благородного напитка, распределяя струю вина по поверхности выпуклого фарфорового блюда, и, попробовав на вкус, выясняет, насколько знаменитыми станут плоды именно этого года. Если, на удачу винодельцам, урожай будет признан уникальным, большинство его пойдет на создание запаса Porto Vintage. Правда, такой результат, признанный экспертами только в одной кинте, не так уж и знаменит, хотя знатоки и ценят Single-kinta Vintage. Однако по-настоящему винтажный для портвейна год будет объявлен лишь тогда, когда эксперты не менее 9 знаменитых кинт назовут урожай этого года удачным.
Портвейн Vintage разливается в бутылки и созревает в них, говорят, что пробовать винтажные года ранее, чем лет через 15-20 выдержки – напрасная трата средств, однако если собираешься купить ящик-другой на будущее, то попробовать все же стоит.
Белые сорта портвейна делятся на «лагрима» – сладкие, как слезы Христа, средне-сухие и весьма сухие. Причем традиционно португальцы считают, что женщины, у которых ранее не принято было пить портвейн, предпочитают «лагриму», а мужчины – белый сухой. Впрочем, это разделение для настоящих ценителей – такая же ерунда, как и существование мужских и женских парфюмов.
Еще один большой подраздел портвейнов носит название «тауни». Есть знатоки, которые из всех портвейнов признают единственно истинным лишь «тауни», и распробовав этот напиток, с ними можно согласиться. Ни один портвейн не обладает столь ясным и полным цветом, изумительным ароматом и богатым послевкусием, как хорошо выдержанный «тауни».
Весь портвейн разливают только в бутылки из темного стекла, чтобы защитить от воздействия солнечных лучей. Хранить его полагается лежа, чтобы не рассыхалась пробка. Открытая бутылка ординарного портвейна может простоять несколько недель, но доступ воздуха легко может сыграть с владельцем дурную шутку и сказочный напиток превратится в жидкость для козлов. Чем дольше выдержан портвейн, тем меньше его можно хранить – 30-40-летние бутыли не стоит держать открытыми дольше 3-4 дней.
Во время дегустации экскурсовод-эксперт рассказывает туристам про все виды предлагаемого портвейна и разливает их поочередно по бокалам. Сперва оцените цвет предложенного портвейна и рассмотрите следы, которые он оставляет на стенках специального бокала-тюльпана. Слегка качнув бокал, почувствуйте тонкий аромат, поднимающийся высоко над стенками. Наклонитесь и почувствуйте его еще глубже. Первый легкий глоток должен лишь подтвердить мнение о великолепии португальского напитка и убедить в желании выкинуть все вещи и заполнитьчемодан портвейном.
Оставьте бокал в покое – экскурсовод сначала даст туристам попробовать разные сорта и расскажет про них, а после оставит в тишине наедине с разлитым в бокалы дивным напитком и путешественники смогут наслаждаться уединением и неспешным разговором за прекрасным вином.
Однако портвейн – напиток коварный, особенно на голодный желудок. Разморить от него может быстрее, чем от водки, а закуски на дегустации не предлагают. Поэтому туристы, выйдя из дегустационных подвалов виноделен, должны помнить – повторять незабываемый вкус стоит лишь после полного обеда. Причем испанцы, которые привыкли обходиться на родине только тапасами, могут утверждать, что к портвейну не требуется ничего, англичане предпочитают пить благословенное вино с голубыми сырами, а сами португальцы говорят, что нет ничего лучше, чем тарелка разных сыров и кофе с бокалом портвейна. И с ними стоит согласиться. Красные портвейны хороши также с фруктами и шоколадом, белые сухие – с креветками, а «тауни» сам по себе или с кофе и сигарой.