D I S C O V E R Y
 

Пиратоокунь умеет маскироваться от чужого обоняния

 

В период размножения лягушки-древолазы стараются оставить свою икру там, где потомству не будут угрожать хищники. Хищников амфибии чувствуют по запаху, но в одном случае нос их подводит: пиратоокунь Aphredoderus sayanus, обитающий в центральных и восточных районах США, не имеет запаха, и лягушки, не распознав хищника, обеспечивают ему богатый стол в виде икринок и головастиков.

В животном мире постоянно идёт борьба камуфляжей: и жертвы, и хищники стараются спрятаться друг от друга. Первые — чтобы спасти свою жизнь, вторые — чтобы не умереть от голода. Маскировка бывает разной: можно делать себя невидимым, неслышимым или не различимым на запах. Последний вариант обычно используется целенаправленно против какого-то конкретного вида: например, гусеницы голубянки арион «не имеют запаха» для красных муравьёв, а потому могут легко жить в муравейниках, питаясь личинками. Однако с муравьями других видов этот трюк не проходит.

Пиратоокунь Aphredoderus sayanus

Пиратоокунь Aphredoderus sayanus (фото Pierson Hill).

Пиратоокунь в этом смысле — довольно любопытное исключение: он замаскирован от обоняния самых разных видов. Кристофер Бинкли из Университета Аркадии в Гленсайде и Уильям Рисетериц из Техасского технологического университета (оба — США) экспериментировали с несколькими видами водяных жуков и лягушек-древолазов: учёных интересовало, какие пруды насекомые и амфибии будут заселять, а какие — нет. Предполагалось, что и те и другие будут избегать водоёмов с хищными рыбами. Жуков было четырнадцать видов, лягушек — три, а рыб — одиннадцать.
Как пишут исследователи в журнале American Naturalist, насекомые и амфибии действительно избегали появляться там, где жили рыбы, за одним исключением: присутствия пиратоокуня они не ощущали. Причём это касалось всех видов жуков и всех видов лягушек. Нет нужды напоминать, что каждый организм выделяет в среду множество веществ, которые могут почувствовать другие животные, причём разные виды чувствуют разные вещества. Пиратоокуню каким-то образом удалось стать незаметным сразу для целого ряда потенциальных жертв.
Хотя это пока что единственный пример универсальной химической незаметности, исследователи полагают, что такая способность на самом деле не редкость и что многие другие хищные рыбы тоже могут маскироваться от обоняния сразу нескольких видов животных. В первую очередь, по-видимому, подобную маскировку следует искать у ночных хищников, так как в темноте жертва ориентируется в первую очередь по запаху, и у тех, кто живёт в спокойных водоёмах и стережёт добычу в щелях, впадинах и пещерах, где стоячая вода не может вымыть запах притаившегося хищника.


Источник: newscientist.com

10-03-2013 | Просмотров: 5854
 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать